МЕТОДИСТЫ - Страница 2

Ещё до отъезда из Англии братья решили, что Джон Уэсли будет миссионером среди индейцев, а Чарльз Уэсли – проповедовать среди переселенцев. Местные индейцы встретили Джона Уэсли достаточно дружелюбно, но он так и не смог приступить к своей миссионерской деятельности из-за незнания языка. К тому же вскоре отношения между аборигенами и колонистами испортились. Джон Уэсли проповедовал среди колонистов, но строгость его моральных и религиозных требований показалась им чрезмерной, а когда он «для вразумления недостойных» попробовал прибегнуть к отлучениям и наказаниям, против него восстала вся община. В 1738 г., потерпев неудачу в своих начинаниях, Джон Уэсли вернулся в Англию (Чарльз Уэсли возвратился раньше). Ещё на пути в Джорджию произошло событие, изменившее последующую жизнь братьев Уэсли. На борту корабля «Симмондс» они познакомились с миссионерами моравских братьев. Во время сильного шторма они видели, как моравские братья, не страшась смерти, читали Священное Писание, молились и пели. Такой готовности «встретиться с Богом в любую минуту» у братьев Уэсли не было, поэтому они решили поддерживать контакты с моравскими братьями. После возвращения в Англию Джон Уэсли снова встретился с представителями этого протестантского течения, которые создали общину гернгутеров в Лондоне, и вместе с братом стал посещать их собрания. Руководитель общины Питер Бёлер (1712–1775 гг.) познакомил его с тем вариантом учения об оправдании верой, который Джон Уэсли до конца жизни считал основой истинного христианства. С точки зрения гернгутеров, каковы бы ни были нравственность и благочестие человека, он продолжает находиться в состоянии отчуждения от Бога до тех пор, пока не уверует в то, что кровь Христа, пролитая во искупление всего человечества, была пролита в том числе и за его грехи. Это убеждение должно прийти к человеку путём внезапного мистического озарения, и оно неразрывно связано с безусловной уверенностью в спасении души и с полной властью над грехом. Джон Уэсли был увлечён этим учением, в котором видел орудие для возрождения падшего человека. Братья Уэсли пережили то самое мистическое озарение, о котором говорил Питер Бёлер. Джон Уэсли так описывает происшедшее с ним 24 мая 1738 г.: «Вечером я отправился, очень неохотно, в общество на улице Олдерсгейт; там читали предисловие Лютера к изданию Первого Послания к Коринфянам, где речь шла о перемене, которую Бог совершает в сердце человека через веру во Христа, я почувствовал в сердце необычайную теплоту. Я ощутил, что доверяю своё спасение Христу, одному лишь Христу; и мне дана была уверенность, что Он искупил всё, даже мои грехи и спас меня от власти греха и смерти». В 1738 г., вскоре после своего обращения, Джон Уэсли посетил поселение Гернгут недалеко от Циттау (Саксония). Центр моравских братьев находился в поместье Бертельсдорф, принадлежавшем графу Николаю Людвигу фон Цинцендорфу – покровителю, а впоследствии епископу Моравской церкви. После возвращения в Лондон Джон Уэсли продолжил сотрудничество с гернгутерами и помог им организовать общество Феттер-Лейн, но с 1739 г. он решительно расходится с ними из-за приверженности моравских братьев квиетизму. Так, Джон Уэсли выступал против их учения о «завершённой святости», получаемой в оправдании, т.к., с его точки зрения, это практически исключало дальнейший духовный рост человека. Братья Уэсли разделяли основные доктрины и установления Церкви Англии, не предполагая соперничать с ней или отделяться от неё.

 



 
PR-CY.ru