МАЛЬБРАНШ Никола - Страница 9

Но люди не могут постичь этим путём всех её свойств. Души других людей, а также «чистые духи» (ангелы) познаются по аналогии. Чужие души недоступны внутреннему чувству человека, они не познаются через их идеи, о них нет и непосредственного знания ввиду отсутствия их прямого действия на сознание. Единственный возможный способ их постижения предполагает перенесение на иные духи тех свойств, которые люди находят в самих себе. Этот способ познания основывается на предположении, что сущность сотворённых духов одинакова. Это предположение, по мнению Мальбранша, трудно оспорить, т.к. оно, в свою очередь, выступает следствием другого тезиса: Бог управляет миром посредством неизменных законов. Следовательно, существа одинаковой природы должны обладать сходными характеристиками. Все духи стремятся к счастью, желают себе блага и хотят избегнуть страданий. В учении о методе познания истины Никола Мальбранш настаивал на необходимости соблюдения ряда правил, которые сами по себе просты, немногочисленны и взаимосвязаны. Самые сокровенные истины могут быть обнаружены, если верно направлять свой разум и сохранять внимание в ходе исследования, не отвлекаясь от рассматриваемых предметов. Все правила объединяются общим принципом, лежащим в их основе: сохранять очевидность в своих заключениях. Для этого следует рассуждать только о тех вещах, о которых есть ясные идеи; начиная с предметов наиболее простых и лёгких, постепенно переходить к более сложным, тщательно и основательно фиксируя своё внимание на них. Первое правило, характеризующее способ решения теоретических проблем: подлежащий рассмотрению вопрос должен быть хорошо понят; идеи, выраженные в используемых терминах, должны быть настолько отчётливы, чтобы поддаваться сравнению, в результате которого устанавливались бы искомые отношения. Второе: в случае невозможности обнаружить непосредственные отношения между идеями надлежит усилием разума найти одну или несколько промежуточных идей, благодаря которым удалось бы открыть опосредованную связь между ними. Третье: в особо сложных, вызывающих длительную дискуссию вопросах, следует отделить от предмета всё, что не требует исследования для нахождения истины. Четвёртое: делить предмет размышления на части, рассматриваемые одна за другой в правильной последовательности, от наиболее простых к сложным. Пятое: свести полученные идеи к наименьшему числу, резюмировав их в кратком виде и составив их упорядоченный перечень. Шестое: полученные идеи требуется последовательно сравнить по всем правилам комбинаций. Если в результате искомое отношение не будет установлено, следует вернуться к третьему правилу и проделать заново весь путь вплоть до шестого, поступая так, пока не будет найдена истина, сколь бы сложной она не оказалась.

 



 
PR-CY.ru