МАЛЬБРАНШ Никола - Страница 8

Видение в Боге, хотя и даёт возможность человеку соприкоснуться с Высшей субстанцией, однако вовсе не позволяет достичь её адекватного познания. Постигаемое в Боге представляется несовершенным, Сам же Он бесконечно совершенен; созерцаемая материя видится делимой, Сам же Он неделим и т.д. Ограниченному разуму не дано постичь беспредельность Бога. Созерцаемые в Боге идеи неизменны, вечны, необходимы, несотворенны. Они не получены путём абстрагирования: смутное соединение нескольких ощущений никогда не породит общей идеи, но всего лишь некое неопределённое целое. Хотя идеи и не являются субстанциями, они всё же – особые сущности, «реальные существа, потому что они имеют реальные свойства». Согласно Мальбраншу, «Сам Бог просвещает философов теми знаниями, которые неблагодарные люди называют естественными, хотя они ниспосылаются им свыше». Идеи, согласно Мальбраншу, следует отличать от истин, хотя они и взаимосвязаны. Истины – вовсе не «реальные существа», они – всего лишь отношения. Никола Мальбранш выделял три типа отношений: 1) между сотворёнными вещами; 2) между идеями; 3) между вещами и идеями. Истины, по его мнению, суть отношения не между вещами, а между идеями, поскольку истины характеризуются вечностью, а отношения, в которых участвуют сотворенные вещи, не могут обладать вечностью. Идеи многообразных физических предметов, по Мальбраншу, выступают как проявления интеллектуальной протяжённости. Интеллектуальная протяжённость есть прообраз (архетип) материальной протяжённости. Духовная протяжённость бесконечна, человеческий ум не может её всю охватить. Идеи внешних тел представляют собой определённые ограничения этой протяжённости, которая, по воле Бога, всегда представляется человеческому уму. Эта духовная протяжённость не занимает никакого пространства, но она наполняет умы. Интеллектуальную протяжённость Мальбранш часто именовал идеей, присущей Богу; к ней имеют доступ и все сотворённые духи. Умопостигаемое протяжение в онтологическом плане свойственно только божественной природе, но не человеческому разуму, лишь получающему возможность приобщения к нему в познавательных актах. Никола Мальбранш настаивал на том, что Бог не в равной степени просвещает умы знаниями о внешнем мире. Успех в науках приходит к тому, кто этого заслуживает. Необходимое условие для этого – любовь к истине, которая выполняет роль своего рода естественной молитвы. Таким образом, теория «видения вещей в Боге» Мальбранша по многим параметрам отличается от картезианской концепции врождённого знания, причём основные отличия задаются изначально принятыми Мальбраншем религиозными постулатами. Согласно Мальбраншу, с помощью внутреннего чувства люди осознают всё то, что происходит внутри них самих. Человеческое знание о душе фрагментарно и несовершенно. Внутренним чувством люди могут открыть некоторые важнейшие свойства души: её бестелесность, свободу и др.

 



 
PR-CY.ru