МАЛЬБРАНШ Никола - Страница 7

Поскольку непосредственного взаимодействия между разнородными субстанциями быть не может, то не существует и непосредственного познания одной субстанцией другой. Вместе с тем неоспоримо, что в Боге с необходимостью присутствуют идеи всех сотворённых Им существ. Поэтому познание душою идей материальных объектов возможно лишь путём созерцания их в Боге. Развивая ещё одну линию аргументации, Никола Мальбранш отмечал, что Бог при достижении Своих целей всегда использует наиболее простые и эффективные средства. В этом заключается признак Его мудрости, тогда как свойство ограниченного ума – достигать решения поставленных задач непропорционально большими затратами. Весь строй природы свидетельствует о том, что Бог пользуется минимумом средств для получения весьма значительных результатов. Самый простой способ предоставить конечным духам возможность познавать материальные объекты заключается в том, чтобы позволить им созерцать идеи вещей в Боге. Такой способ, согласно рассуждениям Мальбранша, гораздо более «экономен», чем тот, который связан с созданием множества идей в каждом сотворённом разуме. Этот самый простой способ и был избран мудрым Создателем. Кроме того, Никола Мальбранш указывал, что истины и вечные законы необходимы, идеи вещей неизменны, человек же не является ни неизменным, ни необходимым. Поэтому разум, в котором люди созерцают истинные идеи, должен быть отличным от человеческого, характеризоваться неизменностью и необходимостью, более того, он должен быть ещё и бесконечным. Согласно Мальбраншу, идеи материальных объектов не могут быть произведены ни людьми, ни некими иными телами, ни ангелами; они происходят от Бога и созерцаются в Боге. Идеи не могут быть созданы людьми, т.к. нет представления о том, как это могло бы произойти. Не существует отчётливого восприятия необходимой связи между человеческими желаниями и идеями о вещах. У людей отсутствует знание о том, из чего «сделаны» идеи, куда они уходят, когда о них не думают, и откуда приходят, когда их осознают. Если человек не в состоянии дать ответы на все эти вопросы, то он не может выступать причиной существования идей материальных вещей. Способность воспринимать бесчисленные идеи ограниченным умом явно указывает на высший по отношению к человеку источник идей. Материальные тела не являются причинами идей, т.к. протяжённость не в состоянии породить духовные реальности. Ангелы также бессильны в отношении создания идей, т.к. они являются сотворёнными частными духами; будучи ограниченными существами, они не смогли бы распространить всеобщие идеи вещей в душах людей. Никола Мальбранш неоднократно повторял, что видение идей в Боге не означает созерцания сущности Бога. Несотворённая субстанция не состоит из частей, она сущностно едина. Человеческая душа, познавая вещи в Боге, всегда сталкивается с множественностью, которая не может быть отнесена к свойствам Высшей причины.

 



 
PR-CY.ru