МАЛЬБРАНШ Никола - Страница 16

Философия Николы Мальбранша оказала влияние на взгляды Готфрида Вильгельма Лейбница (1646–1716 гг.), Джорджа Беркли (1685–1753 гг.), Дэвида Юма (1711–1776 гг.), Артура Кольера (1680–1732 гг.), Франсуа де Салиньяка (Фенелона, 1651–1715 гг.). Последователями Николы Мальбранша были Франсуа де Ланьон (1650 – около 1706 гг.), Р. Феде, А. Лелевель, Франсуа Лами (1636–1711 гг.), Бернар Лами (1640–1715 гг.), А. М. Рош, Ш. Э. де Керанфлек, М. Левассёр, Микеланджело Фарделла (1650–1718 гг.), Дж. С. Джердиль, Джон Норрис (1657–1711 гг.) и др. В России почти столетие единственной монографией о Николе Мальбранше оставалась работа Матвея Николаевича Ершова (1886 – после 1937 гг.). Во вводной части этой работы М.Н. Ершов представил биографию и краткий очерк основных идей Николы Мальбранша; в основной части автор подробно рассмотрел картезианские и «платоново-августиновские» предпосылки учения Николы Мальбранша о богопознании и предпринял попытку объяснить логику его построения. М.Н. Ершов видел научно-богословское значение религиозной философии Николы Мальбранша в том, что тот «в своей гносеологии... действительно указал богословскому мышлению путь к логической обработке данных религиозного опыта и путь к рациональному обоснованию истины религиозного миросозерцания».



 
PR-CY.ru