МАЛЬБРАНШ Никола - Страница 5

Можно выстроить совершенное доказательство существования некоторого бытия только в случае его необходимости. Но мир нельзя считать необходимой эманацией Бога. Высший разум свободен в своём выборе, он мог и не творить мира, но если всё-таки его создал, то исключительно в силу свободы воли, а не по необходимости. Из Священного Писания люди узнают множество истин, которые подразумевают существование материального мира, сомнение в котором именно по этой причине неуместно. Согласно Мальбраншу, сотворенные субстанции не могут взаимодействовать естественным образом, без вмешательства Бога. Материя не может действовать на дух, т.к. она протяжённа, а все свойства протяжённости сводятся к пространственным отношениям, которые никоим образом не могут влиять на нематериальный, непространственный ум. Дух не может действовать на тело, поскольку не существует необходимой связи между волей любого из сотворённых духов и движениями тел. Материя пассивна, а дух активен; вследствие качественного отличия субстанций связь между ними может существовать и быть поддерживаема лишь благодаря вмешательству Верховной сущности. Тело и дух не действуют друг на друга, но имеют взаимно соответствующие состояния. Различные колебания мозга сопровождаются соответствующими мыслями потому, что этого желает Бог. Хотя Бог является высшим принципом любых изменений, из этого не следует, что Его воля – единственная причина всего происходящего в тварном мире. Помимо верховной производящей причины существует бесконечное множество естественных, или окказиональных, причин. Окказиональная причина – только повод для проявления Божественной воли. Частными или окказиональными причинами по существу могут выступать все модусы сотворённых субстанций в зависимости от обстоятельств. Например, солнце – окказиональная причина множества земных благ: плодородия почвы, существования животных видов и множества иных вещей, приносящих пользу человеку. Но солнце не обладает собственной внутренней силой. Оно лишь часть материальной субстанции, оживляемая действием Божественной воли. В то же время существование солнца является поводом к проявлению Божественной силы. Равным образом огонь, наблюдаемый на земле, может быть окказиональной причиной таких явлений, как воспламенение, высыхание, горение, размягчение и плавка металлов. При этом огонь не может быть назван самодостаточной причиной; он есть частная или физическая причина, за которой скрывается действие Верховной сущности. Таким образом, «Бог сообщает Своё могущество творениям, только вводя в них окказиональные причины». Из опыта людям известно, что частные причины всегда соединены с известными следствиями. Данное обстоятельство, согласно Мальбраншу, объясняется вовсе не мнимой природной закономерностью, а тем фактом, что Божество действует по простым, единообразным, неизменным законам. Именно неизменность Божественной воли обеспечивает людям возможность обнаруживать законы природы и на их основе предсказывать явления, происходящие в естественном мире.

 



 
PR-CY.ru