МАКАРИЙ - Страница 6

Автор «Летописания о преподобном отце Макарии…» в отличие от архимандрита Тихона исправил ошибку и указал «6952 лето». По его словам, о том он «справился» в «подлинном Житии чудотворцове», т.е. в Житии Унженской редакции, поскольку только в этой редакции указан год преставления Макария: «Въ лѣто от сотворения мира 6952, от Спасителнаго же воплощения Бога Слова 1444-е» (Российская национальная библиотека). Как и бо́льшая часть русских Житий, Житие Макария появилось в издании печатного Пролога 1661 г. (начало: «Сей убо преподобный отец наш Макарий родился в Нижнем Новеграде»). В рукописной традиции Проложная редакция распространения не получила; пока исследователи могут назвать только один список – Российской национальной библиотеки). Исследователи полагают, что Проложная редакция Жития входила в состав конволюта из собрания Унженского монастыря. Из описания этого кодекса исследователи сделали вывод, что одна из тетрадей, написанная монахом обители Леонидом, содержала краткое сказание о жизни Макария и была пожертвована в монастырскую библиотеку в 1695 г. Для Проложной редакции Жития, по мнению Л.П. Тарасенко, характерны краткость и ясность текста, отбор сюжетов, отражающих главные этапы жизни и духовного становления святого (в ней отсутствуют чудеса). Житие редакции Димитрия Ростовского представляет собой текст Унженской редакции, сокращённый в характерной для Димитрия Ростовского манере: нет деления текста на главы, опущены риторические части памятника и некоторые цитаты из Священного Писания, но при этом расширен сюжет о постриге Макарием святого Григория Пельшемского (сказано об уходе Григория Пельшемского из отчего дома в монастырь («и родителей своихъ оставивъ») – подробность, известная исследователям по Минейной редакции Жития этого святого). В данном случае Димитрий Ростовский использовал Житие Григория Пельшемского, подготовленное им для первого тома своих Миней («Жития святых». Киев, 1764 г., книга 1). В составе Жития Макария, отредактированного Димитрием Ростовским, помещены прижизненное чудо Макария и первые четыре посмертных чуда. Несмотря на широкое распространение Жития Макария в русской книжности XVI – первой половины XVIII в., исследователям мало что известно о его рецепции современной ему агиографической традицией; В.О. Ключевский установил заимствование предисловия из Пространной редакции Жития Макария автором Жития Галактиона Вологодского (1640 гг.).

 



 
PR-CY.ru