МАКАРИЙ - Страница 5

В названиях некоторых глав Жития в желтоводских сборниках подчёркивается игуменство Макария, например, «О преставлении преблаженнѣйшаго и всепреподобнѣйшаго святаго отца нашего Макария, игумена Желтоводскаго, великаго чюдотворца российскаго». Однако данные рукописи представляют собой новый вид тематического сборника, посвящённого Макарию, а не особую редакцию Жития. Л.П. Тарасенко обратила внимание на краткие версии Жития, включённые в Святцы и Пролог («редакции Святцев и Пролога»). В печатные Святцы Житие Макария, тропарь и кондак святому были включены в 1646 г. (начало: «Макарий бе во дни великаго князя Василия Васильевича Московского»; опубликовано). В рукописных собраниях Санкт-Петербурга выявлено более десятка списков Месяцесловной редакции, исследователи делят их на две группы: рукописи, в которых месяцесловная запись с тропарём и кондаком восходит к Святцам 1646 г.; тот же текст, но без тропаря и кондака (как в последующих изданиях Святцев) – Российская национальная библиотека). Редко в Месяцесловах исследователи встречают более пространный вариант текста Жития без тропаря и кондака (начало: «Сей родися в Нижнѣмъ Новѣградѣ, сынъ Ивана и Марии, в царство великаго князя Василиа Василевича»; Российская национальная библиотека). В нём более подробно повествуется о «нашествии агарян», кратко сказано о том, что Макарий «отпущенъ бысть съ честию» вместе с «2040 мужей, кромѣ женъ и дѣтей». После сообщения о том, что Макарий прожил 95 лет, может следовать краткое изложение посмертного чуда об освобождении Унжи в 1522 г. от татар (конец: «…Тако и обитель свою избави, остоящую от града Унжи за 15 поприщъ» (Российская национальная библиотека)). Одной из особенностей Месяцесловной редакции Жития исследователи называют сообщение о времени преставления святого – «и успе в лѣто 6912 [1404]». То, что эта дата «несходна» с хронологией Жития, отметил ещё архимандрит Желтоводского монастыря Тихон Макариевский (1675–1677 гг.) в приписке, оставленной им на полях Нижегородского списка Пространной редакции Латухинской Степенной книги. Как отметил Алексей Владимирович Сиренов, эту редакцию Степенной книги архимандрит Тихон завершил в 1678 г. и «некоторое время дополнял основной текст приписками на полях, в которых особенное внимание уделял местной нижегородской истории и теме турецкой агрессии». Ошибочность даты преставления святого, допущенная в Месяцесловной редакции Жития, отмечена и в «Летописании о преподобном отце Макарии, Унженском чудотворце», известном исследователям пока в единственном списке начала XVIII в. – Российская национальная библиотека (начало: «Во Псалтирѣхъ с вослѣдованием, въ Месяцословѣ печатаютъ под именемъ преподобнаго чудотворца Макариа…»).

 



 
PR-CY.ru