МАКАРИЙ

МАКАРИЙ (1349 (?) – 1444 (?) гг.) – Желтоводский и Унженский, основатель монастыря в честь Богоявления на реке Лух, Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря, Макариева Унженского во имя Святой Троицы монастыря, преподобный (память 25 июля; 23 января – в Соборе Костромских святых, 7 июня – в Соборе святых Ивановской митрополии, во второе воскресенье сентября – в Соборе Нижегородских святых). Литературная история Жития Макария полностью не реконструирована. Существует несколько классификаций списков памятника, учитывающих не только особенности его текста, но и количество, состав примыкающих к нему описаний чудес и статей монографических сборников, посвящённых святому. Василий Осипович Ключевский разделил известные ему четыре списка на две редакции: Краткую (Первоначальную) и Пространную (эта классификация принята большинством исследователей). Краткая редакция (начало: «Сей преподобный отец Макарий родился в Нижнем Новеграде, честна сын родителю…») встречается в списках XVI в. Пространная редакция (начало: «Что убо похвала благоверию и что ино утверждение, разве еже ведати и внимати милосердию Божию…»), по мнению исследователя, возникла не раньше 1615 г., когда к чудесам Краткой редакции были прибавлены ещё шесть, первое из которых датировано 1615 г., и не позднее 1633 г. – времени включения её в Минеи Германа (Тулупова) (Российская государственная библиотека). Составитель Пространной редакции пользовался Кратким Житием, украсив его словесно, но не распространив фактическую основу текста. Наталья Владимировна Понырко считает, что возникновение Краткой редакции Жития с чудесами может быть датировано временем, близким к завоеванию Казанского царства в 1552 г. Её создание связано либо с Унжей (или Унженским монастырём), либо с Солигаличем, где Макарий уже в XVI в. был местночтимым святым. Среди списков Краткой редакции исследовательница выделила те, в которых прижизненное чудо Макария (об исцелении дочери унжанина Фёдора) помещено в Житии перед повествованием о кончине святого. Исследователи полагают, что такие списки представляют собой наиболее ранний вид Жития, «который заканчивался повествованием о кончине Макария и ещё не имел особого раздела чудес». Людмила Петровна Тарасенко ввела в научный оборот ряд новых списков, в их числе – древнейший список Краткой редакции с десятью чудесами (Российская государственная библиотека, последня треть XVI в.).

 



 
PR-CY.ru