МАКАРИЙ - Страница 3

К фактическим добавлениям этой редакции относятся сообщение о поставлении Макария игуменом Желтоводского монастыря, известие о пострижении преподобным Григория Пельшемского, включена новая глава «О Богодарованном источнице воды, егоже преподобный отец Макарий от земли произведе», более подробно изложен рассказ о преставлении и погребении преподобного. К известным по тексту Пространной редакции 16 чудесам добавлены 23 чуда, и приведены краткие описания 66 исцелений, которые произошли в Унженском монастыре. По мнению Д.Л. Ерофеева, составление этой редакции относится к 1688–1740 гг.; Татьяна Владимировна Марелло датирует её написание временем после 1730 г., возможным автором называет настоятеля Унженской обители Леонтия (1714–1727). Однако этой датировке и атрибуции противоречит известность Унженской редакции Жития Димитрию Ростовскому, на основе которой им была создана своя редакция Жития для Четьих Миней (Киев, 1705 г., том 4). Нижней границей создания Унженской редакции исследователи признают 1689 г., поскольку этим временем Л.П. Тарасенко датирует старшие списки «Сказания по сокращению о зачатии на Желтых водах обители святаго и преподобнѣйшаго отца нашего Макария, игумена Желтоводскаго и Унженскаго чюдотворца, и о разорении ея от безбожныхъ агарянскихъ внуковъ, и запустѣнии, и по многих лѣтехъ паки на томъ же мѣсте устроении ея», которое в сокращённом виде включено в унженские сборники. Создание памятника было связано с возобновлением монахом Авраамием (Алексием; ум. в 1640 г.) в 1620 г. Желтоводского монастыря, разорённого татарами в 1439 г. (одним из первых на текст Сказания обратил внимание Пётр Иванович Пискарев). В «Сказании о зачатии…» повествованию о возобновлении монастыря предшествует пересказ части Жития Макария об основанных преподобным обителях. Источником сведений, как указано в тексте, было Житие святого. Рассказ об устроении Макарием монашеской жизни на Жёлтых Водах в этом тексте расширен сведениями из Минейной редакции Жития Григория Пельшемского («Мы же сия увѣдѣхом от Жития преподобнаго отца Григория Пельшемскаго» – Российская национальная библиотека) о постриге Макарием Григория в иноки в Желтоводском монастыре. В связи с этим появилось и сообщение об игуменстве Макария в этой обители: «Сей подвижникъ, преподобнейший Макарий, и во игуменствѣ бысть многа лѣта, и сего убо в Житии его не писано». И далее автор ещё раз подчёркивает статус Макария в обители: «Здѣ же написахомъ о семъ сего ради, понеже мнози невѣдуще сего, любо прятся, указующе на Житие его, и глаголютъ, яко не бысть святый Макарий ни во единой своей обители игуменом, но точию строителем монастыремъ».

 



 
PR-CY.ru