МАРК ГОРБУН, КИРТ - Страница 4

Это место Григорий Палама обычно цитирует отрывочно, и только изредка ему приходится приводить дословно эти неудобные для него места, которым он, по сути, не даёт удовлетворительного объяснения. Экзегезе «Глав» I 48–50 будет во многом посвящён «Первый антирритик» Никифора Григоры, где указанное место составляет как бы один из лейтмотивов всего произведения. Таким образом, хотя Марку Горбуну и не удаётся решить поставленную задачу по согласованию цитаты из преподобного Максима Исповедника с богословием Григория Паламы, он всё же правильно, по мнению исследователей, выделяет одно из наиболее пререкаемых в паламитских спорах святоотеческих мест. Исследователи задаются вопросом: насколько оригинален Марк Горбун в этой подборке святоотеческих цитат и ходе рассуждений? Указанное сочетание цитат из творений преподобного Максима Исповедника и преподобного Иоанна Дамаскина в сочинениях Григория Паламы присутствует лишь в «Антирритиках против Акиндина», хотя похожую богословскую аргументацию исследователи обнаруживают и в других произведениях святителя (например, в письме к Иоанну Гавре). Отсюда исследователи сделали вывод о хронологической близости трактата Марка Горбуна и второго антирритика Григория Паламы. Поскольку вторая книга «Опровержений» Григория Паламы писалась на рубеже лета и осени 1342 г., это становится подтверждением приведённой датировки послания Марка Горбуна первой половиной 1343 г. § 13–15. Приводятся святоотеческие цитаты, призванные обосновать различие сущности и энергий. § 16. Автор вновь переходит к теме Фаворского света и обвинениям в «новом богословии». § 17–22. Интерпретация выражения преподобного Максима Исповедника, в котором о Фаворском свете говорится как о «символе». Это – вторая спорная цитата из преподобного Максима, которому будет уделено много места в дальнейших паламитских спорах, например, в первом антирритике Никифора Григоры или в третьем Слове митрополита Феофана Никейского о Фаворском свете. Приводя длинный ряд торжественных эпитетов, напоминающих знаменитый гимн Свету у Григория Паламы в «Антирритиках против Акиндина», Марк Горбун утверждает, что Свет является природным символом, воспроизводя тем самым теорию, изложенную в «Триадах» Григория Паламы (так же впоследствии поступит и митрополит Феофан Никейский). Приводя контекст из «Амбигв» преподобного Максима Исповедника, но не имея, по сути, никаких доказательств в пользу того, что здесь Максим Исповедник говорит о природном символе, Марк Горбун включает в дальнейшие параграфы длинные цитаты из «Гомилии на Преображение» преподобного Иоанна Дамаскина, аналогичного сочинения преподобного Андрея Критского, творений Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Цитаты призваны доказать, что Григорий Палама не «новый богослов» и что Свет – Божество «изнутри из сверхбожественного Божества, а не чувственный и не делимый символ», как будто бы утверждает вслед за Варлаамом сам Григорий Акиндин (который этого на самом деле не утверждал). Однако ни в одном из приведённых мест из сочинений отцов церкви видимый очами Фаворский свет не называется нетварным, так что в итоге цитаты не достигают своей цели.

 



 
PR-CY.ru