МАРК ГОРБУН, КИРТ - Страница 2

«Святоотеческая антология» сохранилась в парижской рукописи середины XIV в., она является автографом Марка Горбуна, переданным им Великой Лавре. До недавнего времени исследователи не замечали, что сочинения Марка Горбуна представляют в этой рукописи единый блок, разделённый на три части, которым предпосланы содержание и длинное надписание: «Этот догматический сборник [святоотеческих] речений, задуманный против Варлаама и Акиндина, разделен на 3 трактата...» Первая часть, из 17 глав, начинается посвящением императору Иоанну VI Кантакузину. Вторая, в 6 главах, начинается с письма ему же. Третья, в 6 главах, заканчивается письмом патриарху Иоанну XIV Калеке. Много фраз и аллюзий из писем Иоанну Кантакузину и Иоанну Калеке содержатся в «Святогорском слове» (с этой рукописи Марка Горбуна была сделана копия). Состав последней рукописи – отрывки из святоотеческих сочинений; письмо Марка Горбуна (в данной рукописи автор письма не назван) патриарху Иоанну Калеке; также отрывки из святоотеческих творений (заглавия отрывков приведены у А.Риго). Из всей антологии издано только письмо Иоанну Калеке. Оно дошло также в составе рукописи (анонимно), а отрывок из него, изданный Ж. Даррузесом, – в парижской рукописи. Сочинение «Вопросоответы» («Святогорское слово», по первым словам трактата) написано примерно в 1350 г. (сохранилось в рукописи, анонимно, не издано (публикацию готовил А. Риго). Первая часть (примерно пятая часть объёма) – единственная написанная в форме вопросов и ответов. Один монах спрашивает у другого, пожилого, что надо делать, чтобы достичь вечной жизни, и в ответ слышит о необходимости истинного богопознания, освобождения от грехов, победы над страстями и исполнения божественных заповедей. В продолжение разговора более молодой настаивает на знании православных догматов и задаёт вопрос о ереси Григория Акиндина. Пожилой отвечает, что эта ересь превзошла все прежние, и в доказательство собирается привести отрывки из сочинений Григория Акиндина и отцов церкви, что и исполняет во второй части, которая занимает примерно две трети сочинения и является, по сути, большой святоотеческой антологией. В небольшой третьей части, занимающей примерно 30 строк, возобновляется форма вопросоответов: младший монах просит изложить вкратце «хулы ереси», которые и перечисляются в четвёртой, заключительной части произведения в 11 пунктах. Заканчивается трактат следующей фразой пожилого монаха: «Таковы, брат, вкратце хулы новопоявившихся злославных, причём одни явно произносятся ими, а другие извлекаются из их слов». О богословских взглядах Марка Горбуна исследователи судят лишь по единственно изданному пока сочинению – посланию к патриарху Иоанну XIV Калеке. План этого довольно обширного трактата следующий: § 1: обращение к патриарху; § 2–3: вступление с критикой Акиндина; § 4–8: общая постановка проблем в виде собрания святоотеческих цитат; § 4: о различии энергии и сущности; § 5–8: о Фаворском свете. Частный анализ проблем. А. Отличие энергии от сущности: § 9: об отличии безначальной сущности от безначальной же энергии. Переход к цитате из преподобного Максима Исповедника;

 



 
PR-CY.ru