МАРК ГОРБУН, КИРТ

МАРК ГОРБУН, КИРТ (середина XIV в.) – монах, богослов-паламит. О Марке Горбуне исследователям достоверно известно немногое – в основном, из 37-го письма Григория Акиндина, датируемого промежутком между летом 1343 г. и весной 1344 г. Григорий Акиндин сравнивает учение Марка Горбуна с учением некоего Куры – лица, из других источников исследователям неизвестного, – и говорит о тесной связи Марка Горбуна, Григория Паламы, Куры и Давида (по мнению исследователей, Давида Дисипата). Марк Горбун был вынужден бежать из Фессалоники (как полагают исследователи, около 1343/1344 г.) по причине восстания зилотов и из-за своей симпатии к Григорию Паламе и императору Иоанну Кантакузину. Не позднее весны 1344 г. (скорее всего, как полагают исследователи, летом-осенью 1343 г.) он прибыл на Хиос, где начал проповедовать учение Григория Паламы и написал письмо патриарху Иоанну XIV Калеке против Григория Акиндина. В ответ Иоанн XIV Калека в том же 1344 г. (не позднее июля) побуждал митрополита Хиоса принять меры против Марка Горбуна до прибытия патриарха Игнатия II Антиохийского в столицу, т.е. до лета-осени 1344 г. (об этом послании упоминается не только в письме патриарха Игнатия II Антиохийского, цитируемого Григорием Паламой, но и в письме Григория Акиндина патриарху). Однако действия Марка Горбуна были столь успешными, что жители Хиоса, по сведениям Григория Паламы, объявили недействительным послание патриарха против Марка Горбуна. В конце 1346 – начале 1347 гг. Марк Горбун обратился к императору Иоанну VI Кантакузину, побуждая его организовать репрессии против Григория Акиндина и его сторонников. Во время пребывания в Великой Лавре в 1350 г. накануне Собора Марк Горбун написал «Агиоритский трактат» против антипаламитов. Великой Лавре он передал ряд рукописей с сохранившимися вкладными записями. Исследователи полагают, что прозвище Марк Горбун могло происходить от его физического недостатка. На это намекает Григорий Акиндин в 37-м письме, сравнивая Марка Горбуна из-за его внешнего вида с гомеровским персонажем Терситом, а также с согбенной женщиной из Лк. 13:11. Этим сведениям в определённой мере соответствуют слова самого Марка Горбуна, пишущего в послании к патриарху Иоанну XIV Калеке о своём состоянии здоровья. Оппоненты Марка Горбуна могли использовать его фамилию для игры слов. Марк Горбун в посвящении императору Иоанну VI Кантакузину и в письме ему же говорит о себе в таких выражениях: «Марк монах, простой оборванец [буквально: (одетый в) рубище], смиренный молитвенник». Идентичность Марка Горбуна и автора паламитских сочинений окончательно доказана А. Риго на основании детального анализа рукописей, в частности – текстологических совпадений. Исследователи не исключают возможность отождествления Марка Горбуна с Марком, учеником преподобного Григория Синаита. Все прочие попытки отождествить Марка Горбуна с другими лицами, включая автора «Марковых глав» в Типиконе, исследователи считают ошибочными.

 



 
PR-CY.ru