МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 25

Ко времени составления каталога древнерусского шитья в Музеях Московского Кремля последние литеры надписи уже не читались, и Н.А. Маясова затруднилась с прочтением имени заказчика. Она идентифицировала плащаницу как работу мастерской Московского Вознесенского монастыря, по иконографии близкой к тем плащаницам (последней четверти XVI в.), особенно которые изготавливали в монастырях и копировали плащаницы княгини Евфросинии Старицкой; но они были проще по рисунку и исполнению. Из мастерской бояр Милославских вышла вложенная в Московский Вознесенский монастырь лицевая пелена с образом «Вознесение Господне», престольного праздника монастырского собора (1660 гг., Музеи Московского Кремля). Она сделана в провинциальной мастерской, но ценность её в сходстве с другими лицевыми предметами, которые вложены с благочестивыми целями в московские храмы, в том числе монастырские, для их украшения. Исследователи отмечают, что богослужебные шитые предметы из ризницы Московского Вознесенского монастыря многообразны. Поручи с образом Благовещения Богородицы, шитые в России в конце XVI – начале XVII вв. Н.А. Маясова по технологическим особенностям (развитое золотное шитьё, применение шёлка лишь в лично́м, отсутствие оттенений в лично́м, характер растительного орнамента, палеография полууставных надписей, упрощённый рисунок при особой орнаментальности) считала работой украинского мастера-знаменщика. Вкладом князей Голицыных был набор из трёх сударей (покровцов на служебные сосуды), из которых изображение самого крупного, с образом лежащего на одре Спасителя, было опубликовано ещё в конце XIX в. Этот комплект (1643 г.; Русский музей) был передан из Московского Вознесенского монастыря в 1913 г. для торжественного богослужения в придворную церковь в честь Феодоровской иконы Божьей Матери в Царском Селе (ныне Пушкин) и, как полагают исследователи, поэтому остался в новой столице. На сударе в конце литургической надписи вышита фамилия вкладчиков (Голицыны), а на фоне средника на сударе «Агнец Божий» помещена вкладная надпись, содержащая официальное упоминание государя, год создания этого предмета, имя вкладчицы, старицы Александры (Голицыной), вложившей в монастырь этот комплект покровцов «на вечное поминание». Очевидно, как личный вклад в обитель был вложен комплект богослужебных тканей, сударей на чашу для Святых Даров с изображением Христа, «Агнец Божий» и Богородицей «Знамение» или «Воплощение». Н.А. Маясова опубликовала это шитьё как произведения второй половины XVII в. В монастыре хранилась лицевая вышитая епитрахиль конца XVII в. с образами святителей и богатым орнаментальным узором. О некоторых произведениях, возможно, также созданных в Московском Вознесенском монастыре, исследователям известно лишь из письменных источников. Во Вкладной книге (1648 г.) Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы монастыря упоминается вклад, сделанный в 1631 г., княгиня Марина «Вознесенского московского монастыря» вложила в серпуховскую обитель «полицу» (палица, епигонатий), шитую золотом и серебром, её сюжет из Богородичного цикла – «Зачатие святой Анны», надпись содержит имя заказчицы и вероятной исполнительницы шитья. За этот вклад следовало поминать «иноку Марину». Поскольку упоминание вклада идёт после перечисления вкладов семьи Бибиковых, исследователи полагают, что к ней принадлежала и монахиня Марина. Но если учитывать сведения из приписки на полях, она была, как полагают исследователи, из рода князей Кривоборских, вотчинников с Белоозера. Традиции лицевого шитья сохранялись в монастыре и позже. Так, в правление игуменьи Евгении (Виноградовой), с 1893 г. до закрытия монастыря в конце 1918 г., работали златошвейные мастерские. В 1903 г. был закончен шитый лицевой покров на гробницу преподобной Евфросинии Московской.

 



 
PR-CY.ru