МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 23

Сохранился ряд предметов, связанных с поминальными службами у погребений представительниц императорской семьи первой половины XVIII в., прежде всего, родственниц императрицы Анны Иоанновны. Эти предметы были вложены в монастырь в год восшествия императрицы на русский престол (1730 г.): кутейные блюда «для выносу на гроб» дочерей царя Ивана V Алексеевича и родных сестёр императрицы, царевен Марии и Феодосии, а также сёстры императора Петра I, княжны Наталии Алексеевны; серебряный убор для гроба царевны Прасковьи Ивановны с небольшой объёмной короной, похожей на императорскую, и целым рядом накладок (1731 г.). Исследователи полагают, что в обители находился небольшой серебряный ковчег-мощевик с позолоченной крышкой, связанный с семьёй первого царя из династии Романовых. Это – прямоугольный ковчег второй четверти XVIII в., однако в надписи на нём упоминается 7125 (1616/1617) г., сведения о различных мощах и о принадлежности личному имуществу матери царя Михаила Фёдоровича («сие моление келейное... великия старицы Марфы Иоановны»), среди мощей – частицы от Древа Креста Господня, камня Гроба Господня, ризы Пресвятой Богородицы, частицы мощей святого Иоанна Предтечи, евангелистов и апостолов, вселенских святителей, русских святых. По мнению исследователей, ковчег был сделан для святынь после перемещения их из обветшавшего первоначального места хранения. В Московском Вознесенском монастыре постоянно поновляли древние предметы богослужения. Напрестольный крест XVI в., обложенный сканью, созданной на периферии Новгорода, вероятнее всего, как полагают исследователи, в провинциальной мастерской на Русском Севере, был реставрирован в XVII–XVIII вв.: на нём появились не характерные для Новгорода, грубой работы касты для камней и эмалевые лицевые дробницы. В ризнице же хранились 13 надгробных покровов, предназначенных для погребений в соборе. Опубликовано лишь изображение одного, с гробницы царицы Наталии Кирилловны – покров из чёрного бархата с Голгофским крестом из 43 лицевых золотых дробниц, с пространными надписями и четырьмя изумрудами. Поскольку обитель была женской, а насельницами или вкладчицами были представительницы знатных и богатых семей государства, в ризнице было много шитых предметов церковного убранства и обихода. Довольно большое число этих предметов сохранилось и составляет часть коллекции древнерусского лицевого шитья в Музеях Московского Кремля. К числу древнейших предметов шитья из Московского Вознесенского монастыря исследователи относят две лицевые пелены, упомянутые в описях XVIII–XIX вв. как «иконы»: пелена с образом великомученицы Екатерины на светлом фоне. Исследователи полагают, что пелена была создана в мастерской великой княгини Соломонии Сабуровой в первой трети XVI в. (согласно описям собора, она находилась в 1859 г. на южной стене рядом с Казанской иконой Божьей Матери). Другая пелена, с образом Николая Чудотворца (Николой Можайским) и тропарём святителю, в древности также упоминалась как икона. Можайским образ назван в надписи; наличие тропаря и кондака также указывают на вероятное использование пелены как выносной иконы (хоругви?). Исследователи полагают, что пелена была создана в мастерской великой княгини Елены Глинской во второй четверти XVI в. Чудотворную икону Божьей Матери, поновленную Дионисием, также сопровождали пелены с образом «Одигитрия» (две опубликованы).

 



 
PR-CY.ru