МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 22

Священник Александр Иванович Пшеничников упоминает, что ризница находилась в соборе над придельным Успенским храмом, на втором этаже. Ценнейшие предметы, богослужебная утварь и книги (не позднее XVII в.), были, как правило, царскими вкладами. А.И. Пшеничников упоминает ряд драгоценных предметов: два напрестольных Евангелия, «печатанных на александрийской бумаге» (1681 и 1698 гг.), в драгоценных окладах; серебряный напрестольный крест с золотой пластиной, положенной на лицевую сторону, и образом великомученика Феодора Стратилата, вероятно, из вклада времени царя Фёдора Ивановича в новый каменный собор Московского Вознесенского монастыря; золотой напрестольный крест с частицами мощей, вложенный царём Михаилом Фёдоровичем в 1631 г.; золотая братина – подарок царицы Евдокии Лукьяновны супругу; золотой литургический набор из вклада царя Алексея Михайловича. В ризнице хранились серебряная водосвятная чаша и крест старицы Феодосии (Сицкой, дочери князя Владимира Ивановича Ростовского), очень кратко описаны самые ветхие предметы (например, напрестольный серебряный крест древней работы без рукояти), которые могли восходить к начальной поре существования обители (ныне в Музеях Московского Кремля). Опубликовано изображение наперсного (нательного) креста из яшмы (XII в.; Музеи Московского Кремля), окованного с трёх концов и с оборота серебряной с позолотой оправой русской работы XVII в.; по типу он сходен с крестом из Старой Рязани и, как полагают исследователи, связан с напрестольным крестом, созданным при игуменье Трифене (Слепцовой) во время возобновления Московского Вознесенского монастыря, после 1812 г. В собрании Музеев Кремля исследованы и опубликованы литургические предметы из ризницы Московского Вознесенского монастыря, прежде всего, изделия московских серебряников первой половины XVIII в. В петровское время в обители был сделан серебряный золочёный напрестольный крест в упрощённом барочном стиле, в который вложили частицы Древа Креста Господня, мощей апостолов Матфея, Луки, Филиппа, священномученика Антипы, епископа Пергамского. При игуменье Евстолии (Лодыгиной) из монастырского серебра были сделаны две тарели с композицией «Благовещение Богородицы» и изображением Распятия; согласно надписи, они были вложены в монастырь 29 мая 1733 г. Московский мастер Иван Егоров сделал для обители серебряное кадило (1742 г.). По заказу игуменьи Елены (Ржевской) был изготовлен сосуд для освящения елея, вина и хлеба на всенощной (1748 г.); он имеет вид подноса сложной формы на четырёх литых ножках и с четырьмя литыми фигурами ангелов, два из которых держат над головой чашу, один – букет и ещё один – сосуд с крышкой. По заказу той же настоятельницы была сделана дарохранительница в виде престола на высоком фигурном подиуме под пышным киворием с подобными же изображениями объёмных предметов (1748 г.; мастер В.М. Орлов). Сохранилось Евангелие 1711 г. в драгоценном окладе 1710 г., на серебряной крышке которого закреплены сканные накладки XVII в., центральный медальон с Деисусом и наугольники с образами евангелистов. К числу шедевров русской торевтики и эмальерного дела принадлежит оклад для верхней доски (1732 г.) Евангелия (М., 1681 г.): его поверхность (как и накладные наугольники и центральный медальон) отделаны просечной чеканкой и позолочены, традиционные типы изображений представлены в эмалевых медальонах (композиции «Воскресение Христово», «Страсти Господни» и образы евангелистов).

 



 
PR-CY.ru