МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 24

Самая ранняя лицевая пелена была вышита в Москве в мастерской Д.М. Мстиславской в 1630 г. (Музеи Московского Кремля); на ней – строки кондака «К Богородице прилежно ныне притецем» и молитвы «Не имамы иныя помощи». А.И. Пшеничников называет её Смоленской иконой Божьей Матери. Другая пелена с образом Богоматери «Одигитрия» и надписями на полях: тропарь «К Богородице прилежно ныне притецем» и подписью под средником: «Сия пелена дана в до(м) Вознесения Христова». Черты лика Богоматери чрезвычайно крупные (особенно глаза), нимбы вышиты с имитацией драгоценных камней. По замечанию Наталии Андреевны Маясовой, в шитье повторены детали пелен XV в. со Смоленским образом Божьей Матери: одежда Младенца шита единым цветом без разделения на хитон и гиматий, с пояском, перетягивающим одеяние. Из Московского Вознесенского монастыря происходит лицевая пелена с Владимирским образом Божьей Матери, шитым по красному атласу и при поновлениях прописанным творенным золотом; с большой осторожностью Н.А. Маясова предположила, что пелена предназначалась для самой древней в монастыре иконы этого извода (XVI в.; Музеи Московского Кремля), стоявшей в соборе в ногах гробницы царевны Татианы Михайловны, т.е. той иконой, что была вложена княгиней Трубецкой в 1633 г. При царице-инокине Марфе Ивановне, матери царя Михаила Фёдоровича, Московский Вознесенский монастырь становится частью царицыных мастерских и светлиц, центром лицевого шитья. Об этом исследователям известно по отрывкам из Книг верхнего относа, содержащих записи о выдаче материалов для шитья и рукоделия мастерицам, которые выполняли заказы царицы. С осени 7125 (1616) г. «в хоромы» великой старицы передавали ткани и драгоценные украшения для шитья различных предметов, преимущественно церковного убранства (покровов для гробниц Московских святых и пелен) или личного благочестия, а также одежды («что послать в Литву преосвященному митроп. Филарету Никитичу»), для встречи и достойного украшения принесённой в Москву от шаха Аббаса ризы «на срачицу Господню» весной 1625 г. В книгах подробно описано изготовление погребальных одежд и нескольких покровов для внезапно умершей вскоре после свадьбы первой жены царя Михаила Фёдоровича, царицы Марии Владимировны, а также подарков от новой царицы, Евдокии Лукьяновны. Исследователи полагают, что к этому времени относится большая (112,5×100 см) лицевая пелена с образом «Похвала Пресвятой Богородице», на котором помимо пророков с атрибутами у престола Божьей Матери в молении предстоят покровители царя Михаила Фёдоровича и его матери – преподобный Михаил Малеин и преподобная Марфа (ныне в Русском музее). В 1627 г. была вышита плащаница. А.И. Пшеничников приводил сведения о том, что после тропаря приписка «Голицыны», указывающая на фамилию заказчиков, или жертвователей плащаницы. Дмитрий Савватиевч Дмитриев в работе 1908 г. предположил, что это – старицы Александра и София Голицыны.

 



 
PR-CY.ru