МИХАИЛ, Темнорусов Павел Михайлович - Страница 4

19 июня 1900 г. в здании Минской духовной семинарии открылись полуторамесячные педагогические курсы для учителей церковноприходских школ и кандидатов на учительские должности с целью «улучшения учительского состава в школах». Курсы возглавил епархиальный наблюдатель церковных школ священник Стефан Пенкевич. Слушателей было 80 человек, занятия проходили в зале епархиального общежития с 20 июня по 29 июля (по семь уроков в день). В январе 1909 г. в Минске были открыты женские педагогические двухгодичные курсы. В том же году в семинарии был образован богословско-пастырский кружок. Особое значение Михаил придавал деятельности братств, которые занимались миссионерско-просветительской и благотворительной работой, «борьбой с католической пропагандой». Значительное число братств, в том числе при различных церквах, было открыто с 1904 по 1910 гг. (Национальный исторический архив Беларуси). В 1907 г. в Минске было учреждено Православное народное братство в честь Животворящего Креста Господня. Его целью было «стоять на страже интересов Православия и русской народности», содействовать просвещению народа посредством собеседований, чтения лекций и т.д., заботиться о благолепии православных храмов, о красоте богослужения и материальном обеспечении причта, а также бедняков, которые сами не обращались за помощью. Деятельность братства простиралась на всю Минскую губернию, оно имело отделения в разных городах и местечках епархии (к концу 1907 – 1915 гг.), выпускало «Братский листок», открывало библиотеки, читальни, чайные, столовые и приюты. 12 января 1903 г. по предложению Михаила на средства Минского епархиального братства во имя Николая Чудотворца при минском в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастыре открылась бесплатная столовая на 20 человек для бедных без различия вероисповедания и национальности. С 29 по 31 августа 1908 г. в помещениях Свято-Духовского монастыря проходил первый после почти 300-летнего перерыва съезд представителей западнорусских православных братств. На съезд прибыли около сотни делегатов. В заседаниях участвовал Михаил. «Полного успеха деятельности православных братств в западных губерниях» пожелал съезду император Николай II. По мнению многих делегатов, «Православная Церковь в Белоруссии перестала быть господствующей и окончательно стала гонимой» («Минские епархиальные ведомости», 1908 г.). В епархии со значительным числом католиков (прежде всего, интеллигентов и помещиков), иудеев, старообрядцев (в Минской губернии в 1900 г. православных проживало 1 500 850 человек) и новообращённых православных, симпатизировавших католичеству, Михаил использовал различные формы служения: совершал ночные новогодние молебны в кафедральном соборе, всенощную на площади местечке Острошицкий Городок при проводах Логойской иконы Божьей Матери, молебен Пресвятой Богородице под открытым небом в Ляданском монастыре после освящения Благовещенского собора (в 1900 г. присутствовало около 10 тыс. богомольцев), крестный ход в селе Крестогорск при попытке местных католиков занять православный храм. 13 августа 1900 г. Михаил возглавил празднование 400-летия явления чудотворной Минской иконы Божьей Матери. К концу литургии к кафедральному собору прибыли крестные ходы из мужского и женского монастырей, Екатерининского собора (ныне Петропавловский собор) и привокзальной Казанской церкви (не сохранилась).

 



 
PR-CY.ru