МИСАИЛ - Страница 6

Помимо ближайших родственников короля Казимира IV Ягеллончика и его доверенных лиц, идеи унии разделяли или под нажимом властей были вынуждены принять немногие, в том числе настоятели Киево-Печерского монастыря архимандрит Иоанн и виленского Троицкого монастыря архимандрит Макарий, правитель Вяземского княжества князь Дмитрий Константинович, влиятельные киевские бояре братья Роман и Иван Ивашковичи Волчковичи и полоцкий боярин Остафий Васильевич Корсак. При этом некоторые из названных в послании этот документ не подписали. Несмотря на участие в составлении этого послания потомков Киевского великого князя Владимира (Василия) Ольгердовича, семья князей Слуцких-Олельковичей активно выступила против унии, выдвигая вместо Мисаила из числа своих сторонников новых претендентов на Киевскую митрополию, которых в 1475–1477 гг. утверждали в Константинополе – Спиридона (Савву) и Галактиона. Таким образом, новая попытка заключения унии не нашла поддержки в широких кругах православной знати и духовенства, но создала важный прецедент на будущее. Тем не менее, король Казимир IV Ягеллончик последовательно защищал права Мисаила, который, хотя и не стал митрополитом Киевским, но вплоть до смерти несомненно управлял владениями Западнорусской митрополии. Так, например, Спиридон (Савва) после прибытия в конце 1475 г. на Русь был арестован, сослан в заточение и в 1476 г. находился в городе Пуня на реке Неман. Исследователи полагают, что в последние годы жизни Мисаил много болел. 7 октября 1475 г. он составил духовную грамоту, в которой завещал Черейский монастырь «в оборону и в поданье» своей племяннице княгине Марии, жене князя Конопли-Соколинского-Бабича, а также «зятю нашому пану Богдану Сопезе, писару королеву, и жоне его, и детем и наследком их, со всими людми и селы своими, и што князи Друцкие Бабичы тому монастырю села в Рудомле, а князи Лукомские село в Кореевичах и озеро Золотино придали, с куплями и со всим наданьем природных и неприродных моих, вечно и на веки». Мисаил также завещал «господарю дастъ сто рублев грошей» («Акты Западной Руси», том 3). Павел Михайлович Строев ошибочно, по мнению исследователей, считал, что Мисаил уже умер к 1477 г. Митрополит Макарий (Булгаков) обратил внимание на то, что Мисаил был жив ещё в конце 1480 г., когда на его имя в Новгородке-Литовском местному Борисоглебскому собору и монастырю были пожертвованы несколько вкладов. После смерти имя Мисаила не было внесено в поминальные списки Киевских митрополитов. Его поминали лишь как епископа Смоленского. Ставленная грамота Константинопольского патриарха Максима III новому митрополиту датирована июнем 1481 г. Исследователи полагают, что Мисаил умер в самом конце 1480 или в первые месяцы 1481 г. В начале XVII в. Киевский митрополит-униат Ипатий Потей использовал послание Мисаила к папе Римскому Сиксту IV для пропаганды унии среди православных Речи Посполитой. В 1605 г. оно было издано в Вильно, почти сразу началась дискуссия между православными и униатами об аутентичности послания. Достоверность этого источника была доказана митрополитом Макарием (Булгаковым).



 
PR-CY.ru