МИСАИЛ - Страница 5

В 1470 г. впервые за 20 лет из Вильно через Полоцк и Витебск король приехал в Смоленск. Исследователи полагают, что здесь Казимир IV Ягеллончик провёл переговоры с Мисаилом, как с будущим преемником митрополита Григория. Исследователи отмечают, что в историографии иногда неточно относят время занятия Мисаилом Киевской кафедры к 1474 г., ко времени до 1476 г. или к 1476 г. Но исследователи полагают вполне вероятным, что Смоленский архиерей занял её почти сразу после смерти зимой 1472/1473 гг. Киевского митрополита Григория. Исследователи полагают, что в Москве, учитывая поведение Мисаила в 1460 гг., всерьёз даже не рассматривали его кандидатуру после смерти Московского  митрополита Филиппа I, когда ещё в 1472 г. наметилось новое сближение между папским двором, королём Казимиром IV Ягеллончиком и великим князем Иваном III Васильевичем. В апреле 1473 г. в Кремле Собором русских архиереев был избран Московский митрополит Геронтий. В это же время в Вильно состоялась встреча православных архиереев Великого княжества Литовского с возвращавшимся из Москвы после свадьбы (12 ноября 1472 г.) великим князем Иваном III Васильевичем и великой княгиней Софией (Зоей) Палеолог, а также с папским легатом и епископом Аяччо Антонио Бонумбре (с последним епископы и представители разных слоёв православной знати отправили своё «писание», обращённое к папе Римскому Сиксту IV). В апреле 1473 г. Виленский Собор епископов, как предполагает Борис Николаевич Флоря, избрал Мисаила на вакантную Киевскую кафедру. При этом принявший унию Смоленский архиерей решил, что «он не станет обращаться за посвящением в Константинополь, а будет ждать ответа из Рима». Однако послание к папе осталось без ответа. 12 января 1475 г. папа Римский Сикст IV благосклонно принял в Риме киевского клирика Павла, выдав ему грамоту, в которой разрешил предоставить Павлу духовника для исповеди и «”свободно” совершать церковные обряды». По мнению Б.Н. Флори, «поездка в Рим клирика Киевской епархии, находившейся в 1475 г. под управлением Смоленского епископа Мисаила, вряд ли была делом случая и плодом его инициативы». 14 марта 1476 г. от имени Мисаила по поручению короля Казимира IV Ягеллончика к папе Римскому Сиксту IV было направлено новое послание. Оно сохранилось в нескольких списках. В первой половине XVI в. один из них попал в архив Московской митрополии (Исторический музей). Послание является оригинальным риторическим произведением, текст которого принадлежит весьма образованному и начитанному человеку. После многочисленных комплиментов, обращённых к папе Римскому Сиксту IV, Мисаил признаёт решения 1439 г. Ферраро-Флорентийского собора, католические определение Святой Троицы и отмечает угрозу христианскому миру со стороны воинственного ислама («в свой закон Махметов многих от них обратиша»). Призывая участников Собора отойти от догматических споров о вере, Мисаил замечает, что «несть бо разнствия о Христе грекам и римлянам, и нам сущим российским славянам, все едино то же суть». Мисаил был готов подчиниться власти папы, но рассчитывал, что под римской властью Западнорусская митрополия получит равноправное положение с католической церковью, сохранит свои «обычай и устав», полученные раньше от греческих патриархов. Исследователи полагают, что поэтому на послание не последовало ответа из Рима. Круг поддержавших инициативу Мисаила оказался слишком узким.

 



 
PR-CY.ru