МИСАИЛ

МИСАИЛ, в миру Михаил (ум. в 1480/1481 г.) – епископ Смоленский (1451 – 1480/1481 гг.), наречённый униатский митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси (между 1472/1473 и 1475/1476 – 1480/1481 гг.). Происходил из православного рода оршанских землевладельцев. Второй сын боярина Ивана (ум. в 1454/1465 г.) и его жены, известной под иноческим именем Агафия (ум. после 1465 г.). О происхождении Мисаила долгое время шли дискуссии. По мнению некоторых исследователей, он был представителем рода князей Друцких. Однако в августе 1578 г. в жалованной грамоте польского короля и Литовского великого князя Стефана Батория подляшскому воеводичу и дорогицкому старосте Ивану Ивановичу Сапеге на право «подаванья» Черейского в честь Святой Троицы мужского монастыря, расположенного на Черейском городище у озера Головля (ныне Чашникский район Витебской области, Белоруссия), а также в подтвердительной записи от 20 января 1599 г. литовского канцлера Льва Ивановича Сапеги властям обители отмечалось, что в 1466–1476 гг. князья Бабичи и Соколинские-Друцкие были одними из основных вкладчиков Черейского монастыря, но не являлись родными братьями Мисаила или его племянниками по мужской линии («Акты Западной Руси», том 3; «Акты Северо-Западной Руси», том 2). Версия о таком происхождении Мисаила аргументированно опровергнута. Мисаил не упоминается в ранних списках XVI в. западнорусских и московских родословных источников как представитель рода князей Друцких («Полное собрание русских летописей», том 35). Вслед за польским церковным историком Игнатием Стебельским митрополит Макарий (Булгаков) пришёл к выводу, что Мисаил «происходил из рода князей Пеструцких, или Пестручов». Между тем в актах второй половины XV в. братья и племянники Мисаила по мужской линии не упоминаются как князья («Акты Западной Руси», том 3; «Акты Северо-Западной Руси», том 2). Судя по данным пожалования Черейскому монастырю 1454 г., Михаил постригся в монахи ещё при жизни родителей. В актах 1578 и 1599 гг. содержатся сведения, что он был основателем и первым вкладчиком этой обители («Акты Западной Руси», том 3; «Акты Северо-Западной Руси», том 2). Учитывая время возведения Мисаила на Смоленскую кафедру, исследователи признают, что Черейский монастырь был основан не в 1454 г., а на несколько лет раньше. В его пользу Мисаил «часть свою в именью Черейском до того монастыра наддал вечно и непорушно» («Акты Северо-Западной Руси», том 2). Эти владения ранее он получил «от братьи в том же именью в Череи» («Акты Западной Руси», том 3). В период воспитания и образования Мисаил усвоил идеи монашеской общежительной жизни. Судя по связям его семьи, он мог обучаться как в Орше, так и в Смоленске, где общежительный устав мог быть им усвоен благодаря традиции, заложенной здесь пастырской деятельностью таких Смоленских архиереев, как епископ Даниил и святитель Михаил (последний был учеником преподобного Сергия Радонежского). Поэтому не случайно, как полагают исследователи, что главный престол собора в Черейском монастыре Мисаил посвятил Святой Троице. Его приверженность общежительному уставу косвенно подтверждает и название одного из владений обители. По соседству с ней находилось «село притом же монастыре названное Объчина-Монастыр» («Акты Северо-Западной Руси», том 2).

 



 
PR-CY.ru