ЛОССКИЙ Владимир Николаевич - Страница 8

Продолжая работу над диссертацией о Мейстере Экхарте, В.Н. Лосский преподавал догматическое и сравнительное богословие на Пастырских курсах при Западно-Европейском Патриаршем Экзархате РПЦ. Сокращённая версия лекций, прочитанных им 11 октября и 8 ноября 1957 г. и подготовленных к печати по конспектам одного из слушателей, вышла в свет под названием «Вера и богословие» («Foi et théologie») в 1961 г. Исследователи отмечают, что христианское понимание веры представлено здесь как в личностном, так и в онтологическом аспекте. В этот период вышли статьи «Господство и Царство: Эсхатологический этюд» («Domination et Règne: Étude eschatologique», 1953 г.), посвящённая богословскому пониманию свободы личностных существ; «Догмат о непорочном зачатии» («Le dogme de l'Immaсulée Conception», 1954 г.), затрагивающая неприемлемые для православного богословия следствия католической мариологии; «К вопросу об исхождении Святого Духа» (1957 г.), представляющая собой критический анализ статьи протоиерея Владимира Михайловича Родзянко (впоследствии епископ Василий) «Как разрешить проблему «Филиокве»?». В августе 1956 г. В.Н. Лосский впервые после 1922 г. посетил Москву, Ленинград, Киев и Владимир. Незадолго до смерти он отобрал и отредактировал для сборника «По образу и подобию» («À l'Image et à la Ressemblance de Dieu») ряд ранее опубликованных статей (сборник вышел в 1967 г.). В.Н. Лосский намеревался не только осуществить богословское сопоставление западного мистицизма с паламизмом, но и представить свои наработки по догматическому богословию в едином обширном труде, а также детально рассмотреть богословские и религиозно-философские построения протоиерея Сергия Булгакова. Однако 7 февраля 1958 г. последовала внезапная смерть В.Н. Лосского от сердечного приступа. Похоронен В.Н. Лосский на русском кладбище в пригороде Парижа Сент-Женевьев-де-Буа. После смерти В.Н. Лосского публикация его работ была продолжена. В 1960 г. издана незавершённая диссертация «Отрицательное богословие и познание Бога у Мейстера Экхарта». В 1963 г. вышла статья «Кафолическое сознание: Антропологическое приложение догмата Церкви» («La Conscience Catholique: Implications anthropologiques du dogme de l'Église»), в которой В.Н. Лосский во избежание «безличного объективизма» в понимании кафоличности церкви предлагает отказаться от отождествления сознания и самосознания, принятого в немецкой идеалистической философии. Основываясь на троичном догмате, он относит единое самосознание к церкви в целом, а множество сознаний одного содержания – к человеческим личностям. При этом под единым содержанием сознания подразумевается Предание церкви. В 2003 г. был опубликован русский перевод ранее не издававшейся работы В.Н. Лосского «Догмат Церкви и экклезиологические ереси», изначально написанной на французском языке предположительно в середине 1930 гг. для выступления на одном из собраний братства святителя Фотия. В ней В.Н. Лосский настаивает на призвании всех христиан к защите церковного учения, рассматривает троичный, христологический, пневматологический и экклезиологический периоды борьбы церкви с ересями, приводит критический анализ доктрины Filioque и её негативных следствий для католической церкви, а также выделяет две группы искажений православного представления о церкви, обобщённо характеризуя их как «экклезиологическое несторианство» и «экклезиологическое монофизитство».

 



 
PR-CY.ru