ЛОССКИЙ Владимир Николаевич - Страница 7

На экуменических встречах В.Н. Лосский отстаивал своё видение Filioque, усматривая в нём основное богословское отличие католичества и протестантизма от православия. Когда на Московском архиерейском Соборе 1948 г. был принят ряд антикатолических положений, В.Н. Лосский не стал от них отмежёвываться, что затруднило его общение с кардиналом Жаном Даниелу, кардиналом Анре де Любаком и другими католическими теологами и привело к прекращению сотрудничества с журналом «Dieu Vivant». В 1949 г. В.Н. Лосский опубликовал статью «Всесвятая» («Panaghia»), посвящённую богословским основаниям и сотериологическому смыслу почитания Божьей Матери в православной церкви. В статье он истолковывает библейские, святоотеческие и литургические свидетельства о Пресвятой Богородице в свете догматического осмысления Боговоплощения. Опираясь при этом на понимание Священного Предания как подаваемой Святым Духом способности восприятия богооткровенной истины, а также на различение домостроительства Второго и Третьего Божественных Лиц, В.Н. Лосский раскрывает православное видение святости Божьей Матери. В 1950 г. вышла в свет статья «Соблазны церковного сознания», посвящённая вопросам взаимодействия церкви и общества. В.Н. Лосский настаивает на недопустимости подчинения церкви каким бы то ни было культурным, социальным, национальным и политическим интересам. При этом канонические правила, регулирующие церковную жизнь, он рассматривает в качестве средства выражения самобытности церкви, препятствующего её смешению с миром. В 1952 г. была опубликована в переводе на немецкий и английский языки книга «Смысл икон» («Le sens des icônes»), написанная В.Н. Лосским совместно с Леонидом Александровичем Успенским (1902–1987 гг.) с целью свидетельства западным христианам о православном иконопочитании. В вводной статье «Предание и предания» («La Tradition et les traditions») В.Н. Лосский раскрывает понимание соотношения Писания и Предания на основании различения икономии Сына и Святого Духа. Основное содержание книги составили краткие описания икон православной церкви. В этом же году Московская духовная академия присудила В.Н. Лосскому учёную степень доктора богословия. В следующем году В.Н. Лосский прекратил сотрудничество с институтом святого Дионисия. Причиной этого послужил выход протоиерея Евграфа Евграфовича Ковалевского, возглавлявшего институт, из юрисдикции Московского патриархата. В последние годы жизни В.Н. Лосский продолжал экуменическую деятельность. В 1954 г. участвовал в работе Августиновского конгресса в Париже, где выступил с докладом «Элементы отрицательного богословия в мышлении блаженного Августина» («Les éléments de «théologie négative» dans la pensée de st. Augustin»), опубликованным в этом же году. Основной тезис доклада состоял в том, что в богословии Гиппонского епископа Августина Блаженного, не рассматривающего Бога в качестве сверхбытийного начала, апофатизм носит ограниченный характер. В 1955 г. на второй Международной конференции патристических исследований в Оксфорде В.Н. Лосский представил доклад «Проблема “Видения лицом к лицу” в византийской святоотеческой традиции» («Le Problème de la “Vision face à face” dans la tradition patristique de Byzanсe»). В нём опровергаются аргументы католических авторов XVI и XVII вв., обвинявших в ереси ведущих восточных богословов, в особенности Григория Паламу, за различение в Боге непознаваемой божественной сущности и познаваемой божественной энергии.

 



 
PR-CY.ru