ЛЕГЕНДА - Страница 6

В литературах Пиренейского полуострова легенда играет ещё более важную роль и рано выступает на театральной сцене, с которой не сходит до XVII в. включительно. Протестантство подорвало значение легенды в германских странах. Мартин Лютер относился к ним с умеренным скептицизмом, Жан Кальвин и Ульрих Цвингли – резко отрицательно. В романских странах легенды и сейчас широко распространены. Обширнейшее собрание легенд-житий – «Acta Sanctorum», издаваемые с 1643 г. болландистами. Ценный репертуар материала для исследователей – изданные ими же «Bibliotheca hagiographica graeca» (Брюссель, 1898–1901 гг.), «Bibliotheca hagiographica graeca» (Брюссель, 1895 г.), Supplementum (1911 г.), «Bibliotheca hagiographica orientalis» (1910 г.). В южнославянских землях и в древней России довольно многочисленные легенды, переведённые с греческого языка, а также и составленные по их образцу, переписываются в продолжение ряда веков, но изменяются только в незначительных подробностях, и большинство их остаётся памятниками чисто книжными. Таковы сказания, повести, притчи и легенды, напечатанные в первом и втором выпусках «Памятников старинной русской литературы» Григория Кушелева-Безбородко (СПб., 1860 г.), а также рассеянные по учёным и духовным журналам, изданиям «Общества Любителей Древнерусской Письменности», «Трудам» археологических съездов и специальным исследованиям. Только некоторая часть книжных легенд и апокрифов проникает в народ, но зато проникает глубоко и переделывается или в духовные стихи, или в духовные сказки, иначе называемые «народными легендами», которые по свойствам своей легко подвижной формы и способу передачи, значительно дальше отходят от своих источников, нежели западные легенды или духовные стихи. Самый интересный сборник народных русских легенд издан Александром Николаевичем Афанасьевым в 1859 г. (он давно уже стал большой библиографической редкостью). В нём всего 33 легенды (да и некоторые представляют собой только варианты), но они прекрасно подобраны и снабжены драгоценными историко-литературными указаниями (разбор Александра Николаевича Пыпина в «Современнике», 1860 г.). Народные легенды исследователи встречают также во всех больших сборниках памятников народной поэзии, множество их рассеяно в «памятных книжках» и других областных изданиях, также и в этнографических журналах (обзор прежних работ в «Истории русской этнографии» А.И. Пыпина, новейших – в «Этнографическом обозрении» и «Живой Старине»; общая характеристика русских народных легенд – в «Истории литературы» Алексея Дмитриевича Галахова), а также у Ивана Яковлевича Порфирьева и др. Лучший исследователь по истории легенды – академик Александр Николаевич Веселовский, который начал в «Журнале Министерства Народного Просвещения» в 1875 г. ряд работ под названием «Опыты по истории развития христианской легенды» и продолжил их в издании Академии Наук, в «Разысканиях в области русского духовного стиха», а также в исследовании «Из истории романа и повести» и в мелких заметках. Слово «легендарный» употребляется также в смысле противоположном исторически достоверному, причём означает рассказ или не вполне согласный с фактами (например, «Moравская легенда» в Кирилло-мефодиевском вопросе), или заведомо украшенный народной фантазией (например, «императорская легенда», «наполеоновская легенда»), действующей по определённым законам, ещё не вполне выясненным.



 
PR-CY.ru