ЛЕГЕНДА

ЛЕГЕНДА (от лат. «legenda» – «то, что должно читать»). 1. Основанное на устных преданиях, опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице, событии и т.п.; вымышленный, приукрашенный рассказ о ком-либо, о чём-либо. 2. О чём-либо невероятном, о выдумке, вымысле. 3. Музыкальное инструментальное произведение повествовательного характера, выражающее музыкальными средствами какое-либо народное предание. 4. Вымышленные сведения о разведчике, предопределяющие его поведение, поступки. В средневековой письменности – Житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча; в фольклоре – вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный (легенда о «золотом веке»); в новейшей литературе всякое произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом. В обиходе средневекового католичества легендой называлась похвала и Житие святого, которые следовало читать в церкви в день, посвящённый празднованию памяти этого святого. Поскольку Жития святых считались особенно душеполезным чтением, то название «легенда» распространилось и на все повествования религиозного характера, назидательные христианские сказания о чудесных событиях, большей частью из жизни не канонизированных, но и не отвергаемых церковью святых. Иногда оно обозначает и сказание светского, например, героического характера. Прилагательное «легендарный» имеет более общий смысл – «вымышленный». В век развития церковно-исторической критики легендарное Житие святого противополагается его подлинным или достоверным деяниям («acta»); но в Средние века, когда из исторической (а иногда и литературной или словесной основы) или из церковного Предания создавались, распространялись и получали художественную обработку легенды, такого различия не могло существовать. Средневековые католические легенды полнее, нежели какое-либо другое литературное явление, отражают нравственный облик эпохи. Уже в VI в. у Григория Турского и в «Диалогах» папы Римского Григория I Великого есть ряд характерных и долговечных легенд. По мере обособления и развития католической культуры легенды осложняются и украшаются при помощи самых разнообразных источников: классических преданий (так, например, Иуда предатель, по примеру Эдипа, оказывается отцеубийцей и кровосмесителем), германской мифологии, рассказов путешественников по святым местам, книг поучительных и не поучительных, церковных обрядов, иконографии и, наконец, самой действительности (так, например, Крестовые походы способствовали развитию легенды о крестном древе, выросшей в целую серию эпизодических рассказов; перенесение реликвий часто вводит легенды в новый фазис развития, а иногда вызывает к жизни новое явление, вроде сказания о святом Граале; приурочение празднования святого или события к известному времени года часто вносило новые подробности в легенды о нём, и т.д.). В тот век безусловной веры и искания чудесного всякий исторический факт, как из давно прошедшего (жизнь Александра Великого, Вергилия и пр.), так и из настоящего или недавнего (жизнь средневекового учёного, например, Герберта, впоследствии папы Римского Сильвестра II) обращается в благочестивую легенду, которая, наконец, и оказывается единственным чтением для всех понимающих по-латыни.

 



 
PR-CY.ru