ЛЕГЕНДА - Страница 3

Только в эпоху борьбы протестантизма с возрождённым и очищенным католицизмом второй половины XVI в., «Золотая легенда» стала уступать место другим сборникам, составленным с большей критикой. В XIV и XV вв. «Золотая легенда» служила непосредственным источником массы произведений духовной национальной поэзии во всех странах Европы, а через это влияла и на другие области художественной и вообще духовной жизни: национальный эпос, драму, лирику, иконографию и пр.; но и вышеуказанные, более «трезвые» сборники XVII в. так или иначе тесно связаны с «Золотой легендой», важной поэтому для всякого, кто занимается историей какого-либо агиографического или вообще легендарного сюжета. «Четьи Минеи» Дмитрия Ростовского и русская иконография XVII в. не избежали весьма заметного её влияния. В эпоху развития национальных литератур западной Европы, легенды, принимая стихотворную форму, становятся любимым чтением светских людей, причём внутреннее развитие легенды идёт ещё дальше в ту же сторону – чудесного. Первые памятники древне-французской поэзии посвящены похвале и изображению жизни святой Эвлалии и святого Леодегария («Vie de saint Léger»); один из первых документов немецкой поэзии – «Песнь о святом Георгии» (по его апокрифическому Житию, X в.). В Х в. через Италию на Запад проникает ряд восточных легенд, которые в следующих веках дают богатый материал для формирующейся национальной поэзии. В конце XI в. во Франции написана ассонансами превосходная поэма об Алексее, человеке Божьем, которая переделывалась в XII, XIII и XIV вв.; в начале ХII в. изложена легенда о Григории, невольном грешнике (кровосмесителе), который, искупив своё преступление, был потом папой (источник поэмы Гартмана фон Ауэ). К тому же ХII в. исследователи относят много стихотворных французских легенд, а также и кельтских религиозных сказаний, ставших известными нормандцам после завоевания Англии. К ним принадлежит поэма о святом Брендане (написана около 1125 г.), ирландском аббате, который, плывя на запад, доехал до рая и видел места мучения грешных, и о рыцаре Овене, спускавшемся в чистилище святого Патрика. Обе эти легенды, вместе с видением Тундала (сохранилось только в прозе), принадлежат к обширной семье апокрифов о загробной жизни, во главе которой стоят «Хождение Богородицы по мукам» и «Видение апостола Павла». Убийство Кентерберийского архиепископа Фомы Бекета (1170 г.) возбудило энергичную деятельность духовных поэтов; автор одной стихотворной легенды о нём, придавший ей окончательную форму в 1173 г., бродячий (вагант) клирик Garnier de Pont-Sainte-Maxence, много раз рецитировал  её на могиле народного святого, в поучение поклонникам (исследователям известно, что приблизительно в то же время во Франции, в день празднования святого по церквам, для поучения простого народа, читали французские стихотворные легенды; этот обычай перешёл и в Англию). XIII век во Франции особенно богат стихотворными легендами, новыми для не знавших по-латыни.

 



 
PR-CY.ru