ЛЕАНДР - Страница 6

«Книжица...» открывается пространным прологом, в котором Леандр восхваляет девство как наивысшее состояние человека. Основная тема пролога – брак посвящённой девы с Богом. Отказываясь от мирских забот и удовольствий, дева принимает Христа как Жениха, Брата и Друга, получая от Него свадебный дар – Его кровь, пролитую ради спасения людей. Из любви к Жениху дева должна воспитывать в себе добродетели и искоренять пороки. Этой теме посвящена вторая часть трактата, состоящая из 31 главы. Здесь Леандр даёт Флорентине советы, касающиеся жизни в монашеской общине, отношений с людьми и частных вопросов. По его мнению, монахиня должна осознавать важность общежития, при котором отсутствуют частная собственность, социальные и имущественные различия. Леандр советовал сестре избегать конфликтов с другими монахинями, служить им, словно Самому Христу, сохранять доброжелательное отношение к окружающим, уклоняться от сплетен и клеветы, воспитывать в себе смирение и сохранять душевную чистоту. В одежде и пище необходимо сохранять умеренность (использование дорогой одежды, украшений и косметики – признак неверности невесты Жениху). Всё свободное время следовало посвящать молитве и чтению; при этом Леандр предостерегал сестру от буквального понимания некоторых книг Ветхого Завета. Автор подчёркивает, что монахиня должна не только следить за своим поведением, но и резко ограничить круг общения. Девам следовало избегать контактов с мужчинами, особенно молодыми, и с мирскими женщинами, а также разговоров наедине (по мнению Леандра, так поступал Христос). В заключительной главе «Да не пожелает дева вернуться в мир» Леандр утверждает, что Флорентина, вступив в монастырь, освободилась от всех мирских уз и начала новую жизнь. Возвращение к прежней жизни стало бы огромной ошибкой, подобной греху жены Лота (Быт. 19:26). Напоминая о том, как их мать, тосковавшая по родным местам, смирилась с тем, что ей суждено умереть на чужбине, Леандр от своего имени и от имени брата Исидора желал сестре «претерпеть до конца и спастись». В «Книжице...» содержится множество цитат из Священного Писания и аллюзий на него. Автор использовал широкий круг источников, среди которых видное место занимают письмо Августина Блаженного монахиням и письмо Иеронима Стридонского Евстохии, посвящённые темам девственности и женской аскезы (вопрос о зависимости «Книжицы...» от Устава Бенедикта остаётся дискуссионным). Несмотря на то, что в Средние века сочинение Леандра рассматривалось как монашеский устав, оно является, скорее, как полагают исследователи, риторическим увещевательным письмом, в котором представлена авторская трактовка основных принципов духовной жизни и аскезы. В актах третьего Толетского Собора сохранилась пространная речь Леандра под названием «Гомилия во славу церкви в связи с обращением готов» («Homelia in laude ecclesiae ob conversionem gentis»). Исидор Севильский не упоминает её среди сочинений Леандра, но его авторство исследователи не подвергают сомнению. В пышных риторических выражениях автор описывает торжество кафолической церкви, принявшей в своё лоно целый народ, который до того враждебно относился к православной вере. Обращение готов описывается как победа Христа и разрушение преграды между христианами, воздвигнутой сатаной, изобретателем всех ересей.

 



 
PR-CY.ru