ЛЕАНДР - Страница 5

По мнению понтифика, троекратное погружение символизирует Святую Троицу, однократное – единство Бога. Разногласия, связанные с обрядом крещения, скорее всего, не прекратились при жизни Леандра. В 633 г. участники четвёртого Толетского Собора (канон 6) высказались в пользу однократного погружения, ссылаясь в том числе на суждения папы Римского Григория I Великого. Впоследствии король Реккаред также отправил письмо Григорию I Великому, известив его о своём отречении от арианства и присоединении к Вселенской церкви. Король с похвалой отзывался о Леандре, который часто рассказывал ему о понтифике. Извиняясь за задержку с письмом, Реккаред утверждал, что вскоре после Собора он направил в Рим неких аббатов, но они потерпели кораблекрушение близ Массилии (ныне Марсель) и вернулись в Испанию. В ответном письме, датированном августом 599 г., папа Римский Григорий I Великий одобрил действия короля, в том числе его отказ отменить законы, направленные против иудеев, и посоветовал ему не добиваться восстановления прежней границы между вестготскими и византийскими владениями в Испании, т.к., по его словам, это было выгодно только византийцам. Тогда же понтифик послал Леандру паллий, который следовало надевать во время мессы. Исследователи полагают, что это означало, что он присвоил Леандру полномочия папского викария в Испании. По словам Лициниана, на обратном пути из Константинополя в Испанию Леандр имел при себе текст первоначальной редакции «Моралий», полученный от Григория I Великого. Согласно Исидору Севильскому, «Моралии» были составлены по инициативе Леандра, которому Григорий I Великий посвятил сочинение. В июле 595 г. Леандр получил от понтифика сочинение «Пастырское правило», а также неполный текст окончательной редакции «Моралий» (без книг 11–22). Исследователи полагают, что Леандр не получил остальные части сочинения, т.к. их не было в распоряжении Исидора Севильского. Дата кончины Леандра исследователям неизвестна. Последнее адресованное ему письмо Григория I Великого было составлено в августе 599 г.; понтифик упоминал, что Леандр жаловался на приступы подагры. Преемником Леандра на Гиспальской кафедре стал его брат Исидор. По словам Ильдефонса Толетского, Исидор (ум. 4 апреля 636 г.) занимал кафедру сорок лет, следовательно, он стал епископом около 596 г. Однако, согласно стихотворной эпитафии в честь Леандра, Исидора и их сестры Флорентины, Леандр умер 2 марта 602 г. Эту датировку обычно считают ошибочной, т.к. Исидор утверждал, что Леандр скончался раньше короля Реккареда, умершего, скорее всего, в декабре 601 г. Исидор Севильский называл важнейшими сочинениями Леандра полемический трактат против ариан в двух книгах, составленный за пределами Испании (как полагают исследователи, в Константинополе), и другой антиарианский труд в форме вопросов и ответов. Эти сочинения не сохранились. Исидор упоминал также «Книжицу о наставлении посвящённых дев и презрении к миру», написанную Леандром для своей сестры Флорентины, собиравшейся стать монахиней. Краткая и пространная версии этого сочинения, известного как устав Леандра, сохранились в нескольких испанских рукописях. Самые ранние рукописи, в которых содержится текст «Книжицы...», представляют собой сборники уставов и других сочинений, предназначенных для монахов (обе – первая половина X в.).

 



 
PR-CY.ru