ЛЮБЕЧСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 6

Ещё один список Любечской иконы находится в селе Озеряны Нежинской епархии. Чудотворная Любечская икона исчезла из киевского Софийского собора в 1930 гг., и дальнейшая её судьба исследователям неизвестна. В XVII в. с польским владычеством на территории Малороссии связано активное распространение многочисленных местночтимых списков Ченстоховской иконы Божьей Матери по всему юго-западу России. Списки иконы прославились в городах и сёлах Малороссии и получили свои названия по месту прославления. Затем они, в свою очередь, становились протографами для новых списков (наибольшую известность получили: Новодворская икона Божьей Матери, Каменская Успенская (Новодворская), Суражская, Руденская, Мохнатинская, Дубовичская (Дубовицкая) иконы, Печерская иконы Божьей Матери из Введенского монастыря в городе Нежине). В число таких икон входит и Любечская икона, первоначально пребывавшая в храме «времён польской власти». Исследователи отмечают, что все списки Ченстоховской иконы Божьей Матери, в ХVII–XIX вв. распространившиеся в Малороссии, имеют общие иконографические признаки. На Любечской иконе Богородица изображена фронтально, по пояс, с сидящим на Её левой руке Младенцем. Голова Божьей Матери незначительно повёрнута вправо, правая рука поднята до уровня груди. Мафорий с широкой каймой прописан вдоль лика тяжёлыми крупными складками. Богомладенец сидит прямо, Его поза выглядит несколько скованной. Правая ручка поднята в двуперстном благословении, в левой – книга, которая лежит на корешке; из-под ризы видны пальчики ног Младенца. На головах Богоматери и Христа пышные короны закрытого типа. На груди Богоматери широкое ожерелье из нескольких рядов цепей посередине, обрамлённых с двух сторон жемчугом (это – драгоценные привесы на Ченстоховской иконе, традиционно воспроизводившиеся на её многочисленных списках). На ксилографии из «Толковой Псалтири» (Киев, 1697 г.) гравёр с точностью изобразил эти основные особенности Любечской иконы. На списках, копировавших чудотворную икону, центральное место в композиции занимало изображение Богоматери с Младенцем. Списки, которые писали непосредственно с чудотворного образа, имели пространную надпись об истории иконы под центральным образом Богоматери с Младенцем (икона XVIII в. (?) из Спасо-Преображенской церкви в Любече). Во втором, позднем варианте данного извода надпись внизу иконы отсутствовала (икона «Любецкая Богоматерь», XIX в., храм-музей икон «Неувядаемый Цвет», деревня Исаково Солнечногорского района Московской области; 51×42 см). К числу более редких исследователи относят списки, копировавшие сложносоставную икону работы иеромонаха Иннокентия (Щирского). В XVIII–XIX вв. изображения Любечской иконы вошли в многочисленные гравированные и иконописные своды Богородичных икон (гравюра начала XIX в. «Двенадцать икон Богородицы» – под 7 мая изображено «Явление иконы Пртыя Бцы Любецкой»; гравюра первой половины XVIII в. «Образ сорока явлений Пресвятыя Богородицы» – во втором ряду, «Изображение чудотворнаго образа Пртыя Бцы Любецкой яже принесе излюбеча в кiев Селивестру Кiевски мирополи iпоставiша вцркви свтоi Софiи»; гравюра конца XVIII в. «Изображение 130 икон Богородицы» – с подписью: «Любецкая».



 
PR-CY.ru