ЛЮБЕЧСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 5

В надписи, расположенной под центральным образом Богоматери, иеромонах Иннокентий (Щирский) перечислил всех, кто были причастны к возрождению церкви и пещеры преподобного Антония в Любече: «Изображенiе Чудотворнiй iкони пресвятои Богородицы Любечской юже блаженной памяти Преосвященный... Силвестр Косов метрополит Кiевск... з стран заднепровских с подобающей честiю в богоспасаемыi граде Кiев привезе и постави еси... Софии церкви идеже додне над царскими враты Благословенны прикланяе... сих же времен спасающем благословенiем обету... преосвященного Господня отца Варлаама Ясинського, метрополита Кiевського i благословенiя... Лазаря Барановича... архiепископа Чернiговського стое... чудотворноп iконi подобше списа сiя в граде Любече идеже первее чудо одествуемо бе, отечестве преподобного Антония Печерскаго в новоотстроенном храмi его поставлена, где и ныне... в року АХЧИ Благосвенiем яке к Богу преосвещеннаго милостивого господне Iоанна Максимовича... архiепïскопа Черниговского... первое дщице миру подается». Благодаря описанию гравюры Д.А. Ровинского и иконе, обнаруженной в собрании Национального музе истории Украины, события, зафиксированные в тексте грамот митрополита Варлаама (Ясинского), предстают в ином свете, подтверждая правоту Петра Лебединцева. В Любечском монастыре были две иконы, написанные, как полагают исследователи, иеромонахом Иннокентием (Щирским). Первая – сохранившаяся до настоящего времени сложносоставная аллегорическая композиция на тему Любечской иконы, вторая – «копия и мера» чудотворного образа. Исследователи полагают, что первую из них поместили в 1698 г. в «новосозидаемом» храме Воскресения Христова строившегося любечского Антониева монастыря. В 1701 г., когда возвели Воскресенский храм, монах Геннадий привёз в Любеч из Киева вторую икону – точный список Любечской иконы. Исследователи отмечают: то, что эта икона является копией, косвенно подтверждается отсутствием торжеств, непременно сопровождавших перемещение чудотворных икон (крестные ходы, молебны, службы в домах благочестивых прихожан и т.п.), а также отказом церковных властей возвращать подлинник Любечской иконы в Любеч в 1806 г. Исследователи предполагают, что обе иконы, помещённые в любечский Антониев монастырь в 1698 и 1701 гг., принадлежали кисти иеромонаха Иннокентия (Щирского). Список, перед которым по субботам читали акафист Божьей Матери и к которому приходили паломники, оставался в Воскресенском храме и после упразднения монастыря в 1796 г. С этим образом жители связывали заступничество во время эпидемий холеры в 1848 и 1852 гг., свирепствовавших в окрестностях Любеча, но в городе эпидемии не было, а немногие заболевшие исцелились по молитвам к «Заступнице Пречистой Любечской». В престольные праздники любечских церквей список Любечской иконы из Воскресенского храма торжественно переносили в эти церкви. Во время крестного хода икону заносили во дворы прихожан для поклонения. Эта традиция сохранялась вплоть до закрытия церквей. В ХХ в. икона была утрачена. Один из её списков хранился у Веры Рак, жившей неподалёку от закрытой церкви, а позже у Марии Тютенок, в народе называемой Лебедевна. При открытии в Любече Преображенской церкви весной 1989 г. образ передали в храм, в котором он пребывает и поныне. Один из списков Любечской иконы находится в Никольском соборе Умани. Икону вернули в храм в 1989 г., в 1999–2001 гг. образ периодически мироточил. Перед иконой каждую субботу до начала всенощного бдения служат молебен с акафистом Божьей Матери.

 



 
PR-CY.ru