ЛЮБЕЧСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 2

Любечская икона входила в число трёх самых почитаемых икон киевского Софийского собора наряду с Купятицкой иконой Божьей Матери и образом Николая Чудотворца (Мокрого); упоминания о ней присутствуют во всех описаниях собора до начала ХХ в. Вместе с иконой Богоматери из Любеча в Киев в 1653 г. привезли икону Спасителя, которая была «подобная мерою и живописью» Богородичному образу. Его также называли «Любечским». Обе иконы украшали серебряные позлащённые ризы весом 8 фунтов 40 золотников и 8 фунтов 48 золотников. На ризе Спасителя «означено, что она устроена коштом Любечского жителя Ивана Мельникова». В 1773 г. драгоценный киот на Любечской иконе заказал генерал-майор Пётр Степанович Милорадович, муж Софьи Семёновны, урождённой Полуботок. В 1874 г. усердием жителей Любеча чудотворную икону Богоматери украсили серебряной ризой «весьма художественной работы» весом 20 фунтов. При «стене алтарной» Софийского собора в Киеве Любечская икона находилась до 1713 г., затем её переместили на второй южный столб, о чём сделали дополнительную надпись на иконе: «Року же 1713 благословением настоящаго архиерея, на сем месте поставлена есть». В описи Софийского собора 1874 г. обозначено, что любечские иконы Богоматери и Спасителя находятся в «отдельных киотах у столпов трапезы нижнего собора». Более подробно их местоположение описали в 1882 г.: при входных западных дверях в собор, Любечская икона – налево от дверей, икона Спасителя – направо, у правого столба, поддерживающего хоры. В историографии второй половины XIX в., посвящённой малороссийской старине, в вопросе о местонахождении подлинной Любечской иконы существовали два полярных мнения. Согласно графу Григорию Александровичу Милорадовичу, в 1701 г. подлинную икону перевезли в Любеч, а в Софийский собор в 1713 г. возвратили её список. Протоиерей Пётр Гаврилович Лебединцев считал, что подлинная чудотворная Любечская икона постоянно находилась в Киеве с 1653 г. (до начала ХХ в.), а в Любеч был доставлен список иконы. В своих изысканиях граф Г.А. Милорадович апеллировал к дневнику Димитрия Ростовского и грамотам митрополита Варлаама (Ясинского). Основываясь на записи Димитрия Ростовского, он сделал ошибочный, по мнению исследователей, вывод: в 1689 г. святитель видел подлинную Любечскую икону в Любече, однако в дневнике речь идёт о селе Рудня Черниговского уезда и о Руденской иконе Божьей Матери («1689 год. Из Чернигова переезжая до Рудни, под Любичем находящейся, где прославился образ Пресвятыя Богородицы чудесами многими, пробыл тут несколько дней, приказал я своему живописцу списать для себя с оной чудотворной Пресвятыя Богородицы образ, мерою и подобием таковым, как есть»). На рубеже XIX и ХХ вв. село Рудня Черниговского уезда переименовали в Редьковку, и составитель свода икон Божьей Матери Евгений Николаевич Поселянин (погожев), не найдя в этот период на картах Черниговщины населённого пункта с прежним названием, безосновательно объявил местом прославления Руденской иконы Божьей Матери село Рудня Могилёвской губернии.

 



 
PR-CY.ru