ЛЮБЕЧСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 4

Особенностью гравюры была пространная надпись в нижнем регистре: «Изображенïе чудотворныя иконы пресвтои бдцы любецкоï яже блаженноï памяти преосвященныи силвестер каков (Косов) митрополит киевски з стран заднепровских с подобающею с честию в бгоспасаемыи град киев привезе и постави ю в святые софиï цркви идеже доднесь на црскими враты благоговеснно покланяема есть», и далее указано, что по благословению митрополита Варлаама (Ясинского), архиепископов Лазаря (Барановича) и Феодосия (Углицкого) был сделан список чудотворной Любечской иконы и поставлен в 1698 г. в Воскресенском храме любечского Антониева монастыря. Гравюра, описание которой опубликовал Дмитрий Александрович Ровинский, в мельчайших подробностях соответствует «Любечской иконе Богоматери» (дерево, темпера, 66х40 см) из фондов Национального музея истории Украины (собрание Павла Платоновича Потоцкого), размещавшегося в первой половине XX в. в так называемом Музейном городке на территории Киево-Печерской лавры. Согласно атрибуции Лады Семёновны Миляевой, икона написана иеромонахом Иннокентием (Щирским). Икона отличается сложным композиционным построением в три регистра и насыщенностью символами, эмблемами и метафорами, что характерно для украинской барочной традиции XVII в. В центре находится изображение Любечской иконы. Слева от неё – праведная Анна Пророчица, справа – Иоанн Златоуст. Они держат свитки с надписями: «Господе, призри и виждь, посети виноград сей. Его же насади десница твоя». Виноград в данном контексте можно рассматривать как символ Церкви Христовой, праведную Анну с изображением на груди сердца с крестами (в католической традиции) – как образ небесного сретения. Введение в композицию фигуры Иоанна Златоуста исследователи объясняют желанием изобразить небесного покровителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Черниговского, либо ктитора любечского Антониева монастыря гетмана И.С. Мазепы, либо иеромонаха Иннокентия (Щирского). На уровне головы Божьей Матери в двух картушах, которые держат ангелы, находятся миниатюрные фигуры Богоматери типа «Оранта». Выше изображены преподобные Антоний (слева) и Феодосий (справа) Печерские, между ними расстилается панорама Иерусалима с ростовой фигурой Богоматери по центру. В нижнем регистре изображены Вера (с крестом), Надежда (с якорем) и между ними Любовь. В картуше, который окружают фигуры, исследователи видят небольшую чашу с сидящим на ней фениксом, идентичным фениксу на иллюстрации к панегирику Л. Крщовича и иеромонаха Иннокентия (Щирского) Лазарю (Барановичу), что исследователи рассматривают как дань памяти святителю, который незадолго до смерти (1693 г.) успел дать иеромоназу Иннокентию (Щирскому) грамоту с благословением на строительство любечского Антониева монастыря. Эту икону исследователи считают своеобразным памятником, запечатлевшим благодарность иеромонаха Иннокентия (Щирского) всем тем, кто принимал непосредственное участие в воссоздании любечского Антониева монастыря, где он был настоятелем с 1697 по 1713 гг.

 



 
PR-CY.ru