ЛАВРЕНТИЙ, Горка Андрей - Страница 7

В 1736 г. школа была разделена на два отделения: нижнее и верхнее. Инспектором «нижней школы» стал Лещинский, профессором «верхней школы» грамматики и синтаксисмы – Финицкий. Через некоторое время Лаврентий вызвал учёного иеромонаха Иоакима (Богомедлевского), отбывавшего ссылку в Чердынском во имя апостола Иоанна Богослова монастыре, и поручил ему преподавание поэзии и риторики. В качестве учителей в «нижней школе» служили способные учащиеся «верхней школы». Лаврентий почти ежедневно посещал школу, пожертвовал множество личных книг, положив начало школьной библиотеке. К 1737 г. в ней числилось 355 книг. Организовал закупку в Москве книг по латинскому и греческому языкам, трёхъязычных словарей, сочинений античных авторов. После кончины Лаврентия большая часть книг по резолюции Кабинета Её Величества от 28 сентября 1737 г. передана в Славяно-греко-латинскую академию в Москве (к 2015 г. некоторые книги находились в фондах Российской государственной библиотеки). 42 книги остались в Хлыновской архиерейской школе. Архиерейская библиотека содержала книги Гомера, Горация, Вергилия, Сенеки, Марциала, Цицерона, Петрония, Томмазо Кампанеллы, Данте Алигьери, Гуго Гроция, две книги с автографами Петра (Могилы), «Медико-химический арсенал» – фармакологический справочник с пометами и переводами Лаврентия, «Прения разная о Разине, бунтовщике Российском». К 2015 г. только пять книг из его собрания хранились в Кировской областной научной библиотеке имени Александра Ивановича Герцена. В 1736 г. больше сотни человек напали на архиерейский дом. Владыка доносил об этом правительству: «С дубинами, с палками и кирпичьем нападали и школы разоряли, и в дом архиерейской в избу кирпичьем бросали, и в ворота необычно ломились, что те ворота были от них досками подперты». Вскоре участников нападения казнили, но школа фактически прекратила существование. В июне 1737 г. Синод указал, чтобы в Хлынове «содержать школы, как было при жизни преосв. Лаврентия, во всем неотменно». Из ведомости об учащихся в вятской школе, присланной в Синод при доношении от 2 марта 1738 г., исследователи видят, что в то время училось ещё 120 человек, хотя уже сбежало 310 учеников и 26 уволилось. Недовольство начинаниями Лаврентия было настолько сильным, что его немногочисленные сторонники даже опасались за свою жизнь. Финицкий пытался бежать, но был схвачен в Котельниче и взят под стражу. В 1733 г. Лаврентий на прошение вятских обывателей «о хождении со оными чудотворными образами до вышепоказанных мест словесно объявил, что де он без указу из Святейшаго Правительствующего Синода с чудотворными образы в хождение отпускать имеет опасение» (Государственный архив Кировской области). Опасение епископа было продиктовано указом Синода от 21 февраля 1722 г. о запрещении ходить с образами в дома прихожан. Буквальный смысл указа заключался в запрете приносить икону в частный дом по просьбе прихожанина, но в широком смысле слова его трактовали как запрет выноса иконы за церковные стены. Кроме ежегодного хождения с Великорецкой иконой святителя Николая к месту её обретения на берегу реки Великой к самым почитаемым на Вятской земле относился крестный ход с чудотворной иконой Нерукотворного образа Спасителя и др.

 



 
PR-CY.ru