ЛАВРЕНТИЙ, Горка Андрей - Страница 4

В декабре 1733 г. Лаврентий приехал в Хлынов. Сторонник реформ архиепископа Феофана (Прокоповича), он был встречен местным духовенством недружелюбно. В управлении епархией Лаврентий проявлял деспотизм в отношении духовенства, находя при этом опору у своих земляков в Синоде. Недруги называли его «поляком», «иконоборцем» и даже «еретиком». Но историк Вятской епархии XIX в. считал, что Лаврентий «имел превосходные дарования душевные и телесные, учёностию славный муж, нравом прост, совестен, благочестив, нелицеприятен, только чрезмерно горяч и вспыльчив, но ненадолго». Одним из первых начинаний Лаврентия стало устройство духовной школы. Первую попытку создать «епаршую» славяно-русскую школу предпринял ещё епископ Алексий (Титов). Но Лаврентий решил создать полноценную славяно-греко-латинскую школу, опираясь на опыт малороссийской системы образования. В феврале 1734 г. Лаврентий сделал все необходимые распоряжения для открытия школы. Он сам, зная доходы духовенства, назначал сумму так называемого семинарского сбора; в то же время активно производил набор детей для записи в школу, что вызывало к нему негативное отношение. «Вси единодушно на мое зло настроены и развращены, – жаловался он в 1734 г. в Синод, – вси не слушают; иные бегают, другие укрываются и неисповедимые пакости мне творят. Хотел я и учения славяно-латинския в епархии Вятской заводить и учителей из Киева двух человек мирских вызвал, но за таким гонением и противностям ждать добраго невозможно». В стремлении создать полноценную славяно-греко-латинскую школу Лаврентий пытался восполнить нехватку учительских кадров в Хлынове. В 1735 г. через клирика московского Благовещенского собора священника Иакова Буявинского он сумел пригласить из Киево-Могилянской академии студентов М. Финицкого и В. Лещинского как будущих преподавателей. Лаврентий приказал предоставить на «смотр» всех детей священно- и церковнослужителей в возрасте от семи лет для определения в школу. А «если не хотят», то «указано имать в школу неволею». Для «сыску школьников» были отправлены по благочиниям нарочные «разсыльщики и пристава» Духовного приказа, которым благочинные оказывали «всякое вспомоществование, сыскивая всякими сыски» укрывающихся от школы. А в случае сопротивления было приказано «вязать их» и, «заковывая в колодки», отправлять партиями в архиерейский дом за «надлежащим караулом». В итоге в 1735 г. в Хлынове была открыта славяно-греко-латинская школа. Было набрано 400 учеников в возрасте от 7 до 20 лет. Школьников разделили на две группы. Те, кто уже умели читать и писать, были определены в латинскую школу, а неграмотные – в славяно-российскую.

 



 
PR-CY.ru