ЛАВРЕНТИЙ, Горка Андрей - Страница 2

Вскоре Лаврентий исходатайствовал перед Синодом разрешение построить на пожертвования каменные церкви вместо деревянных: в Астрахани – во имя архангела Михаила и в Саратове – в честь иконы Божьей Матери «Одигитрия». Но Синод предписал при этом «звания тем церквам, где упоминается во имя Одигитрии или во имя Казанские Богородицы, не употреблять, а именовать те в Богородичные имена строящиеся церкви именами Богородичных праздников, которые в числе двунадесяти содержатся». Лаврентий долго не мог выехать к месту служения: ожидалось коронование супруги императора Петра I. Торжество состоялось 7 мая 1724 г.; участвовавший в нём Лаврентий получил повеление составить стихиры великомученице Екатерине. 4 июня того же года Синод разрешил Лаврентию выехать в Астрахань. Вскоре Лаврентий просил Синод приписать к Астраханской епархии «за малочисленностью церквей и за неимением вотчин» те храмы Симбирского уезда, которые находились на территории Астраханской губернии, а также разрешить строительство церквей в новонаселённых слободах Астраханской епархии и в новопостроенных крепостях. Только в сентябре 1725 г. Лаврентий прибыл в Астрахань; в марте следующего года писал в Синод: «...Часто требуют в православную веру крещения калмыки и татары с жёнами и детьми возрастные, по 30 и более лет, которые не только не могут изучить молитвы Господней и «Верую во единаго Бога», но и русскаго языка ничего не знают, и ежели их обучать, то они и в целый год изучить не могут, а переводчиков в Астрахани не имеется, кроме безграмотных толмачей. И немало таких калмыков и татар, которые, ради трудности изучения молитвы Господней и Символа веры, отходят восвояси, не сподобившись св. крещения». Лаврентий спрашивал, как поступать в таких случаях. Заботясь о пастве, в 1725 г. он жаловался в Синод, что из Астрахани много священников взято в Дербент, в Зензели, в Гиляк, и что воинские командиры ещё требуют священников, «несмотря на то, что я не над армиею учреждён». Лаврентий просил, чтобы Синод повелел возвратить взятых уже священников и таковых не требовать, т.к. «в астраханской епархии такая нужда имеется в священниках, что в самой Астрахани 4 церкви пребывают без священников пусты и посылать некого и святиться в священство никто не хощет». В том же году по ходатайству Лаврентия разрешено прибывшим 8 ноября 1724 г. в Астрахань с царевичем Вахтангом VI грузинским архиереям и архимандритам беспрепятственно служить в православных церквах, а состоящим при них священникам венчать прибывших по грузинским обрядам. Особое внимание Лаврентий обращал на пресечение деятельности старообрядцев в епархии: «раскольников и еретиков» Артемия Иванова, Дениса Лукьянова, Матвея Николаева отослал в Астраханскую юстицких дел контору. По словам Лаврентия, его увещевание подействовало на уклоняющихся: в Астрахани 376 человек «исполнили христианский долг и противников совсем не стало». В 1725 г. Лаврентий спрашивал Синод, как поступать, когда к священникам являются лютеране и просят (ввиду отсутствия пастора) крестить младенцев или венчать браки. Губернатором в Астрахани служил Артемий Петрович Волынский, с которым Лаврентий конфликтовал.

 



 
PR-CY.ru