ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич - Страница 5

Описанию жизни монахов на Афоне, быта русских и греческих монастырей, отношений между греками, русскими и болгарами были посвящены труды К.Н. Леонтьева: «Записка об Афонской Горе и об отношении её к России» к графу Николаю Петровичу Игнатьеву (1872 г.), статьи «Четыре письма с Афона» (1872 г.), «Панславизм и греки» (1873 г.), «Панславизм на Афоне» (1873 г.), а также его поздние работы – «Пасха на Афонской горе» (1882 г.), «Воспоминание об архимандрите Макарии, игумене русского монастыря Св. Пантелеймона на горе Афонской» (1889 г.), «Моё обращение и жизнь на Святой Афонской горе» (1889 г.) и другие. «Четыре письма с Афона», предназначенные Марии Владимировне Леонтьевой, племяннице К.Н. Леонтьева, несмотря на желание автора напечатать их, при его жизни не были изданы, а после смерти К.Н. Леонтьева рукопись пропала. Текст этой работы, переписанной М.В. Леонтьевой, сохранился в библиотеке Московской духовной академии, как полагают исследователи, благодаря архимандриту Антонию (Храповицкому; впоследствии митрополит), читавшему её, и был издан в 1912 г. священником Павлом Александровичем Флоренским в редактируемом им «Богословском вестнике». Письма были адресованы человеку, который хорошо знал К.Н. Леонтьева, любил его и доверял ему. М.В. Леонтьева отмечала, что письмами К.Н. Леонтьев «старался повлиять на меня своим внезапным обращением на православный путь». Разнообразные по содержанию и тональности, эти письма наряду с личными переживаниями новой жизни в церкви или, как их характеризовал сам К.Н. Леонтьев, возвращением к утраченной детской вере включали описания греческих и русских монастырей, греческого пения, типов монашеской жизни на Афоне, правил аскетики и, в качестве приложения, критику философии эвдемонизма – учения о счастье как главной цели земного человеческого бытия. Следующие два года К.Н. Леонтьев жил в Константинополе и на острове Халки, где продолжил начатую на Афоне работу «Византизм и Славянство». «Афон, – писал К.Н. Леонтьев, – показал мне примеры высокого и даже страшного аскетизма; – старцы Руссика выучили меня послушанию, посту и молитве; заставили понимать жития Святых; раскрыли мне истинный дух Церкви. – Халкинские богословы познакомили меня с Канонами Церкви, с её администрацией и с современным состоянием Церквей на Востоке». В 1874 г. К.Н. Леонтьев вернулся в Россию. После непродолжительного времени, проведённого в Кудинове, в августе 1874 г. К.Н. Леонтьев отправился в Оптину пустынь, где познакомился со старцем Амвросием Оптинским и с иеромонахом Климентом (Зедергольмом). В конце того же года был принят послушником в Николо-Угрешский монастырь. Монастырские пища и обязанности подорвали здоровье К.Н. Леонтьева; в мае 1875 г. по благословению настоятеля монастыря архимандрита Пимена (Мясникова; 1810–1880 гг.) К.Н. Леонтьев оставил монастырь. Существует и другая версия причины его отъезда из монастыря – сложные отношения с архимандритом Пименом (Мясниковым).

 



 
PR-CY.ru