ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич - Страница 27

Ю.П. Иваск придавал большое значение анализу художественных произведений К.Н. Леонтьева, много сделал для установления соответствий между жизнью К.Н. Леонтьева и жизнями его литературных персонажей. Исследователи полагают, что одним из первых Ю.П. Иваск обратил внимание на импрессионистический характер прозы К.Н. Леонтьева, намеренное смещение времён и на ряд других литературных приёмов, которые стали использоваться в литературе только в конце XIX – начале XX вв. К недостаткам литературной манеры К.Н. Леонтьева Ю.П. Иваск справедливо, по мнению исследователей, относил перегруженность его повествований многочисленными персонажами, неразработанность их характеров. Философская и религиозная сторона мировоззрения К.Н. Леонтьева в этой работе представлена схематично и бледно. Религиозные искания К.Н. Леонтьева и его путь к монашеству хотя и излагались Ю.П. Иваском с достаточной исторической достоверностью, но искренность и глубина христианской веры К.Н. Леонтьева подвергались постоянному сомнению. Для Ю.П. Иваска К.Н. Леонтьев так и остался со своими привычками, любовью к удобствам, со всем своим богатым и многообразным «жизненным миром» всего лишь очень интересной, вызывающей порой восхищение, а порой и сочувствие, глубокой и загадочной культурной личностью. По мнению Ю.П. Иваска, К.Н. Леонтьев искажал дух Евангелия, проповедуя, что «христианство – религия страха, а не религия любви»; «его византийски-церковное христианство так никогда и не затмило в его душе языческих богов и героев древней Эллады». Подводя итоги своему исследованию, Ю.П. Иваск писал: «Леонтьевская радужно-ослепительная, но иногда и такая печальная, пепельная поэма жизни не завершается в эпилоге примирением, преображением или же полным отчаянием..., он не свёл концы с концами – концы эстетические и концы аскетические, но ярко изобразил, запечатлел всю жизнь в парадоксе – своё упоение красотой и самим собой, а также борьбу за вечное спасение». В советской литературе интерес к К.Н. Леонтьеву  нашёл выражение в публикации в 1935 г. неизданного текста К.Н. Леонтьева «Моя литературная судьба: Автобиография» в 22–24-м томах «Литературного наследства» с подробными комментариями Сергея Николаевича Дурылина. В 1970 гг. о К.Н. Леонтьеве вышли статьи Пиамы Павловны Гайденко и Сергея Георгиевича Бочарова. В 1995 г. в серии «Русский путь» (издание Республиканской художественной гимназии-интерната) был издан двухтомный труд «К.Н. Леонтьев: Pro et contra», подготовленный к печати и снабжённый обширными комментариями Алексеем Павловичем Козыревым и Александром Аркадьевичем Корольковым. Издание включало наряду с известными работами о К.Н. Леонтьеве редкие и впервые опубликованные в современной России. Важнейшим этапом в изучении жизни и творчества К.Н. Леонтьева стало издание «Пушкинским домом» Полного собрания сочинений и писем К.Н. Леонтьева в 12 томах, включающего большое число вновь обнаруженных текстов и снабжённого подробными комментариями и статьями. Начиная с 1990 г. были переизданы отдельные книги и письма К.Н. Леонтьева, его дипломатическая переписка и донесения. О жизни и учении К.Н. Леонтьева написано огромное число работ. Особого внимания, по мнению исследователей, заслуживают исследования биографии и учения К.Н. Леонтьева, написанные Ольгой Леонидовной Фетисенко. Большой научный интерес представляет, по мнению исследователей, труд «В.В. Розанов и К.Н. Леонтьев» (2014 г.; составитель – Евгения Викторовна Иванова), включающий материалы неизданной книги В.В. Розанова «Литературные изгнанники», посвящённой К.Н. Леонтьеву, переписку К.Н. Леонтьева с В.В. Розановым и др.



 
PR-CY.ru