ЛОГГИН, Логин - Страница 6

Исследователи отмечают, что эти песнопения созданы по одному образцу и обладают единой попевочно-лицевой структурой знаменного стиля. Создавая свой распев, Логгин сознательно поставил задачу по-новому распеть стихиры особо почитаемому на Руси святому. В распеве к первой стихире («На небо текуще») Логгин сделал ряд изменений с целью интонационного усложнения и увеличения распевности. Он опирался на уже существовавший вариант, однако общность типового распева и распева Логгина носит эпизодический характер, а различия в них превалируют вследствие обновления формульного состава. Исследователи отмечают, что Логгин, создавая распев «большого знамени», добивается преобразования силлабического соотношения текста и напева в мелизматическое. Вместе с тем этот распев гораздо менее пространный, чем, напрмер, стихиры крестные митрополита Варлаама (Рогова) или стихиры евангельские Феодора Христианина, также выполненные в стиле большого распева. Произведение Логгина, исследователи, скорее, готовы отнести к «умеренному знамени», но оно более яркое и распевное по сравнению с прежним, типовым. По этой модели Логгин распел следующие две стихиры («Молебеными песнеми» и «Ангелескимо желаниемо»), в единичных случаях нарушая последовательность формул в зависимости от текста, а иногда вводя и новые формулы. Создав новую модель для распевания стихир, он показал, как разнообразно можно использовать её в музыкальном творчестве. Три стихиры на четвёртый глас («Звезду незаходимую», «Во мире святителю», «Дивным восхожением») наиболее устойчиво стали включать в цикл песнопений святителю Николаю лишь в последней четверти XVI в. Они имеют обозначения либо о выпевании их на подобен «Яко добля» (Российская государственная библиотека), либо о том, что это «самогласны» (Исторический музей). Исследователи отмечают, что сложившийся типовой распев силлабо-мелизматического типа – это развитый и достаточно сложный вариант, выработанный путём обновления более краткого, который произошёл от подобна. Создавая собственную версию стихир, Логгин должен был выполнить сложную задачу ещё одного обновления уже имеющегося типового распева. Исследователи полагают, что он первоначально изучил общий формульный фонд типовых стихир и, оставив формулы, отвечавшие его задаче, отбросил остальные. Логгин также обогатил этот фонд новыми формулами. Исследователи отмечают, что в первой стихире («Звезду незаходимую») формульный состав значительно обновлён, распев имеет менее дробную структуру. Единообразно распеты только первые совпадающие слова стихир (начальные формулы), затем в распевах наблюдается различие. Логгин также отредактировал текст стихиры, несколько сократив его. Однако за счёт введения новых формул (особенно фит) произведение Логгина стало более сложным и распевным, чем типовое. Ещё более развитым является распев Логгина ко второй стихире («Во мире святителю»). Мастер сознательно усложнил в своём распеве виды формул, изменил их состав, за исключением завершающего фрагмента. За счёт четырёх различных фитных разводов распев Логгина приобрёл более красочный характер. Третья стихира на четвёртый глас («Дивным восхожением») в распеве Логгина превосходит безымянный типовой по сложности формул. В стихире проведена редакторская правка текста, полностью изменена формульная конструкция. Совпадают лишь начала песнопений, что объясняется содержащейся здесь формулой, открывающей подобен «Яко добля» и связывающей все песнопения на этот подобен. Однако при распевании стихир подобен был творчески переработан настолько, что песнопения стали самогласными (по отношению друг к другу в цикле они также самостоятельные произведения). Исследователи отмечают, что ряд произведений, связанных с именем Логгина, авторские творческие принципы и многообразие приёмов их применения требуют дальнейших исследований.



 
PR-CY.ru