ЛОГГИН, Логин - Страница 2

Исследования нотации сборника, проведённые Александром Анатольевичем Лукашевичем, показали, что Логгин записывал путевые песнопения альтернативным вариантом нотации. Интерес Логгина к авторским произведениям возрастал. Он мог исполнять до десятка и больше распевов на один текст. Создавал Логгин и собственные распевы. Всё это делало головщика известным и авторитетным мастером. Перепиской книг в монастыре занимались многие монахи. Чудовские старцы часто работали справщиками на Московском Печатном дворе, редактируя и подготавливая книги к изданию. Среди них в начале ХVII в. оказался и Логгин. По повелению царя, патриарха и «всего освященнаго собора» ему было поручено подготовить первое в России печатное издание богослужебного Устава (Типикона), изучив различные списки и исправив ошибки переводчиков и переписчиков. Не имея опыта редакторской работы такого уровня, Логгин, прежде всего, опасался что-либо пропустить («изронить»). Текст своего издания он собрал «от многих типик – Иерусалимского, и Святыя горы, и от Студитова, и от многих святых отец, и от вселенских святых собор». Видное место в нём заняли статьи о службах славяно-русским святым, определившие «национально-русское направление» Устава и его «местную окраску», которая сохранялась затем в других его изданиях почти на всём протяжении XVII в. Однако Логгин включил в сборник много случайного и недостаточно упорядоченного материала. В тексте были допущены неточности, имелись противоречия между статьями, неверное изложение подробностей обрядов, а также «несоответствие в возгласах молитв с обращением их к тому или другому Лицу Пресвят. Троицы». Всё это было не результатом преднамеренного искажения, а повторением ошибок, содержавшихся в использованных рукописях. Устав был издан в 1610 г. на Печатном дворе мастером Онисимом Радишевским. Несмотря на недостатки, Устав использовался в российских епархиях до выхода в свет второго издания этой книги (февраль 1633 г.), после чего патриарх Филарет (Романов) приказал собрать и сжечь все экземпляры 1610 г., напечатанные якобы «без благословения святейшаго брата его Ермогена, Патриарха Московского и всеа Русии, и всего священного собору, и многия в тех Уставех статьи напечатаны... своим самоволством» («Акты археологической экспедиции», том 3). В предисловии к Уставу 1610 г. Логгин писал, что получил благословение патриарха и Собора, но, вероятно, в условиях Смутного времени это благословение было формальным, без рассмотрения результатов редакторской работы. В год выхода Устава Логгин покинул Чудов монастырь и занятую поляками столицу (в сентябре) и поселился в Троице-Сергиевом монастыре, заняв там место головщика. Обитель только что пережила осаду и нападение поляков под предводительством Яна Сапеги и русских «государевых изменников»; рядом со стрельцами и с казаками героически сражались иноки, старцы, клирошане, слуги монастырские («Акты исторические», том 2). Поставленному в феврале 1610 г. во главе монастыря архимандриту Дионисию (Зобниновскому) предстояло организовать восстановление хозяйства, строительство, оказание помощи пострадавшим. Здесь Логгин подружился с уставщиком Филаретом, к тому времени исполнявшим свои обязанности уже больше 30 лет.

 



 
PR-CY.ru