ЛОГГИН, Логин

ЛОГГИН, Логин, Шишелов; прозвище Корова (ум. в 1624 г.) – монаха, певец и распевщик, клирошанин московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря, головщик и уставщик хора Троице-Сергиева монастыря (см. Троице-Сергиева лавра), книгописец. О месте рождения Логгина свидетельствует запись киноварью в одном из троицких синодиков напротив имени умершего в 1594/1595 г. инока Тихона: «Устюжанин, Логина устюжанина, головщика, отец». Родовая фамилия Логгина названа в описи книг того же монастыря от 1642 г.: «Книга Стихараль, дачи и письма головщика Логина, в 4, а имя ему Шишеловской». Последнее именование в данном случае относится к Стихирарю, следовательно, фамилия головщика-вкладчика – Шишелов. Эта фамилия встречалась в среде служилых людей XVI в. («Русская историческая библиотека», том 3). В музыкально-теоретическом памятнике XVII в. «Сказание о зарембах» приводится обиходное (очевидно, данное клирошанами) прозвище Логгина – Корова (Исторически музей). Во время опричнины царя Ивана IV Васильевича Грозного (1565–1572 гг.) Логгин был молодым человеком. Причины, по которым он покинул Великий Устюг и принял монашество, исследователям неизвестны. Наиболее ранние документальные сведения найдены в приходно-расходной книге Чудова монастыря за 1585/1586 г. В сентябре-октябре ни среди головщиков (их в Чудовом монастыре было четверо), ни среди певчих Логгин не упоминается, а 3 декабря 1585 г. вместо головщика Ионы Протопопова «зажилое» в размере гривны было выдано «Логину устюженину» за службу в ноябре (Российский государственный архив древних актов). Таким образом, Логгин приступил к исполнению обязанностей головщика Чудова монастыря в ноябре 1585 г. (в дальнейшем он регулярно получал установленное ему жалованье). По мнению исследователей, чтобы поступить в качестве головщика в Чудов монастырь, располагавшийся внутри стен Московского Кремля, Логгин должен был некоторое время жить в Москве и получить известность как певчий с выдающимися вокальными данными и как знаток церковнопевческого дела. В монастыре его знания и искусство должны были совершенствоваться. По праздникам здесь собирались лучшие исполнители столицы: в службах участвовали хоры государевых певчих дьяков и патриарших певчих, с которыми приходилось петь и монастырскому хору. В июне 1586 г. в качестве певчего в монастырь поступил и инок Христофор, впоследствии старец Кириллова Белозерского монастыря, переписчик и, как полагают исследователи, автор части руководств по нотациям из рукописи 1604 г. Российской национальной библиотеки (см. в ст. Ключ знаменной). В первые же годы пребывания в Чудовом монастыре Логгин переписал для себя обширный Стихирарь, поместив в конце его запись о том, что книга выполнялась около года (Российская государственная библиотека). Запись на первом листе – «Сергиева монастыря Живоначальныя Троицы, Логиновской» – свидетельствует о том, что Логгин сначала хранил сборник у себя, а затем книга поступила в монастырскую библиотеку. Стихирарь весьма скромно оформлен, не содержит каких-либо украшений, но уже не одно столетие привлекает внимание исследователей, особенно благодаря включённым в него циклам песнопений в честь митрополита Киевского и всея Руси Петра и Владимирской иконы Божьей Матери путевого распева с обозначением авторства царя Ивана IV Васильевича Грозного (Российская государственная библиотека).

 



 
PR-CY.ru