ЛОГГИН, Логин - Страница 5

Исследователи отмечают, что троицкая рукопись содержит и другие уникальные произведения: например, в помещённой здесь «Псалтыри певчей» вторая и третья кафизмы (воскресные) распеты на все восемь гласов. В древнерусской традиции существовала подобная практика исполнения кафизм (впоследствии утраченная) в соответствии с указаниями Студийского устава. В данной рукописи каждая кафизма делится на три «Славы», или «статьи», поэтому потребовалось 48 напевов. Установлено, что большинство из них не имеет аналогов в других певческих сборниках, а прочие возникли в результате творческой переработки (исследователи считают вполне возможным, что автором этой уникальной певческой «осмогласной Псалтыри» является Логгин). Логгин не только хорошо знал творчество других мастеропевцов и при случае мог исполнить то или иное песнопение на разные распевы. Подобно выдающимся мастерам, являвшимся одновременно доместиками и дидаскалами (учителями, теоретиками певческого искусства), он создавал разводы к отдельным сложным формулам нотации – фитам, а также собственные варианты распевов к песнопениям. В отличие от упомянутых Стихирарей Логгин, где исследователи могут лишь предполагать наличие его произведений, в разных по происхождению сборниках эти варианты бытовали с обозначением имени мастера. Некоторые распевы Логгина исследователи выявили в сборниках первой половины XVII в. В основном, они созданы к песнопениям Стихираря месячного и посвящены праздникам Благовещения («Благовествует Гавриил»), Успения («Егда преставление») и Сретения Владимирской иконы Божьей Матери («Егда пришествие»). В Стихираре триодном помещён его певческий вариант стихиры «Днесь владыка твари». Фитные разводы были выполнены Логгином к стихире «Душеполезную совершивше» и к богородичну «О великаго Ти таинества» (Российская государственная библиотека). Наиболее значительным достижением в его творчестве исследователи считают создание авторской певческой редакции к циклу подобнов на восемь гласов и развитой музыкальной версии в стиле большого распева к циклу стихир Николаю Чудотворцу. Приписываемый Логгину в певческом сборнике первой пол. XVII в. (Исторический музей) цикл стихир на «Господи, воззвах» на праздник перенесения мощей святителя Николая (9 мая) содержит две группы произведений: три стихиры на восьмой глас («На небо текуще», «Молебеными песнеми», «Ангелескимо желаниемо») и три стихиры на четвёртый глас («Звезду незаходимую», «Во мире святителю», «Дивным восхожением»). Авторские произведения помещены в рукописи вслед за аналогичными песнопениями на те же гласы, но имеющими более краткий распев, поэтому обозначены: «Те же стихиры Большого знамени. Роспев Логинов» и «Те же стихиры Большого знамени, глас 4, Логинов». Их завершает славник шестого гласа «Восия пресветлои денесе», который ближе к распевам «большого знамени», но не имеет обозначения авторства (в других рукописях выписан другой славник того же гласа – «Благий рабе»). Безымянные стихиры на восьмой глас краткого распева имели широкое бытование в рукописях второй половины XVI – первой половины XVII вв. В некоторых списках исследователи встречают указания на то, что они распеты на подобен «На небо текуще» (Российская государственная библиотека, Исторический музей) или что это самогласны (Российская государственная библиотека), но чаще всего стихиры не имеют обозначения. Распев этих стихир исследователи считают типовым, который сложился во второй половине XVI в., т.е. раньше, чем появился распев Логгина.

 



 
PR-CY.ru