ЛАЗАРЬ - Страница 3

Учитывая, что одна из «Росписей» (третья часть «Свитка») представляет собой черновой список (отсылки к источникам вписаны в оставшееся на полях место, кое-где текст дописан над строкой) и что первая часть «Свитка» имеет «говорящую», по мнению исследователей, авторскую, скрепу по составам («Во святых Твоих заповедех стояти, от востока / Тебе, Христе, к западу не отступати. / Евангелие ото Ивана, зачало тритцеть пятое. / Рече Господь ко пришедшим к Нему июдеом: / На суд Аз в мир сей приидох, / да невидящи видят, / а видящии слепи будут. / Глаголаша ему архиереи: / Еда и мы слепи есмы? / Отвеща Исус и рече им: / Аще слепи бысте были, / не бысте имели греха, / ныне же глаголете, яко видим, /и грех ваш в вас пребывает»), исследователи предполагают, что эти «Росписи» написаны Лазарем. При всей сравнительной (по отношению к более поздним старообрядческим полемическим сочинениям) краткости «Свитка» Лазаря он оказался одним из двух наиболее обширных и основательных сочинений, попавших в распоряжение властей в связи с подготовкой Собора 1666 г. и потребовавших от них критического разбора. Первоначально рассмотрение челобитной Никиты Добрынина и «Свитка» Лазаря было поручено Паисию Лигариду, но он успел разобрать только первое сочинение, результат оказался неудовлетворительным, и по решению Собора 7 мая 1666 г. эта работа была передана Симеону Полоцкому, который начал её 18 мая и окончил 13 июля 1666 г. Труд Симеона Полоцкого под названием «Жезл правления» увидел свет в следующем году, не раньше 10 февраля и не позднее 10 июля. Разбор «Свитка» Лазаря составляет вторую главу книги и содержит 70 «возобличений». По мнению исследователей, то внимание, которое Собор 7 мая 1666 г. уделил сочинению Лазаря, инициировало царский указ от 14 мая 1666 г. о доставке автора в Москву. Дело романовского священника рассматривалось на девятом заседании Собора, на котором заочно разбирался его «Свиток». В соборном деянии нет ни одного указания на то, что Лазарь присутствовал на заседании (в случае с другими старообрядцами приводились их реплики или давалась характеристика поведения). В деянии записано: «На сей его свиток... и на его прежде бывша единомысленника попа Никиты... обличения сооружи освященный Собор новую книгу, в нейже вся подробну их клеветы и обличения возобличаются» («Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые Братством святого Петра митрополита»,  1876 г., том 2). Далее идёт ссылка на вторую главу «Жезла правления», что заставляет предположить позднейшую интерполяцию (окончательно текст деяния оформился после 17 июля 1667 г., поскольку в него вошло сообщение о казни Лазаря в этот день). В Москву Лазарь был доставлен не раньше десятых чисел ноября 1666 г. (судя по хронологическим выкладкам, содержащимся в его Челобитной 1668 г., и по тому факту, что отправленная в день его отсылки отписка пустозёрского воеводы имеет помету о получении её в столице 8 ноября 1666) и помещён на Патриаршем дворе в кандалах и на цепи. Попытки увещать Лазаря успеха не имели. Этот факт нашёл отражение и в позднейшей редакции девятого соборного деяния: «Многими поученми добрии пастырие на путь истинный наставляху и вред его душевный врачеваху, давшее ему многих месяцей поприще ко устраблению... но нимало успеша» («Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые Братством святого Петра митрополита»,  1878 г., том 4). Вместе с тем тяжёлые испытания привели Лазаря к мысли обратиться к царю с челобитной, чтобы тот ему «велел жить в молчании, а книг бы отеческих не отымал»; однако новое явление пророка Илии (23 марта 1667 г., до этого Лазарь провёл в заточении 19 недель) вернуло Лазарю душевную твёрдость: он получил повеление «стояти в законех отеческих несумненно и обличати изменяющих закон».

 



 
PR-CY.ru