ЛАЗАРЬ - Страница 7

Повествование о Лазаре вошло в «Виноград российский» старообрядческого автора первой половины XVIII в. Семёна Денисова (см. в ст. Денисовы). Фактологическая канва шестой главы основывается на биографических сведениях, содержащихся в обеих «Челобитных» Лазаря 1668 г. (рукоположение от митрополита Варлаама, явление пророка Илии 17 июля 1666 г.), в «Сказании об Аввакуме, Лазаре и Епифании» диакона Феодора (описание явления пророка Илии Лазарю и чудесного исцеления Епифания после первой казни в 1667 г.) и в Житии протопопа Аввакума (исцеление Лазаря после пустозёрской казни 1670 г.). Допущенные Семёном Денисовым неточности в изложении биографии Лазаря исследователи объясняют недостатком источников. В частности, в «Винограде российском» рассказывается о том, что Лазарь якобы был приведён на одно из соборных заседаний с участием патриархов (после чего до окончательного суда прошло семь месяцев, т.е. речь идёт о середине декабря 1666 г.), перед ними защищал свои взгляды и в доказательство своей правоты был готов взойти на огонь (подобно предложенному пророком Илиёй испытанию жрецов Ваала). Исследователи полагают, что в этом фрагменте следует видеть литературную обработку главы «Об очной ставке» из «Челобитной» царю Алексею Михайловичу 1668 г. Исследователи полагают, что в соответствующей главе «Винограда российского» нашли отражение некоторые подробности пустозёрского заключения Лазаря и его второй казни (например, о сильном кровотечении при вторичном урезании языка), поскольку из других источников исследователям известно, что жители Выговской пустыни неоднократно бывали в Пустозёрском остроге в конце XVII – начале XVIII вв. и собирали там рассказы о «мучениках за старую веру». В этой связи обращает на себя внимание исследователей вошедшее в сочинение Семёна Денисова упоминание о том, что Лазарь в первые годы заключения в Пустозёрске (до второй казни) «свободною рукою» писал «послания во грады к правоверным», убеждая их «во отечестем правоверии крепце стояти» (исследователи полагают, что речь идёт о несохранившихся посланиях Лазаря). Изображения Лазаря известны исследователям в составе изображений пустозёрских узников. В одном из лицевых списков «Истории о отцах и страдальцах соловецких», созданных на рубеже XIX и XX вв. в мастерской вологодских крестьян-старообрядцев Каликиных, есть условное изображение Лазаря на миниатюре «Сожжение протопопа Аввакума, дьякона Федора, Лазаря и Епифания» (Исторический музей). К этому же времени исследователи относят редкую икону «Священномученик протопоп Аввакум, священномученик Павел, епископ Коломенский, священномученик диакон Феодор, преподобномученик инок Епифаний и священномученик иерей Лазарь». Прославление пустозёрских узников российскими епископами Белокриницкой иерархии состоялось 31 мая 1917 г. Тогда же Нижегородский епископ, старообрядческий митрополит Белокринцкой иерархии Иннокентий (Усов) составил службы. День памяти «святых священномученик и исповедник протопопа Аввакума, иерея Лазаря, диакона Феодора и инока Епифания, иже в Пустозерске сожженных» – 14 апреля.



 
PR-CY.ru