ЛАЗАРЬ - Страница 2

В Москве, скорее всего, в ноябре-декабре 1665 г., Лазарь подал царю «Росписи» («Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые Братством святого Петра митрополита»,  1878 г., том 4), содержавшие изложение его взглядов на нововведения и ставшие основанием для привлечения Лазаря к церковному суду (о своих сочинениях Лазарь сказал: «Поданы великому государю писма за моею рукою и моей руки»). Четыре (фактически три) сочинения представляют собой. По мнению исследователей, единый комплекс и объединены в один свиток, сохранившийся в материалах Большого Московского Собора 1666–1667 гг., в описи он назван «Сочинения попа Лазаря» (Исторический музей). На Соборе этот комплекс фигурировал как «Свиток» Лазаря. В сравнительно небольших по объёму «Росписях» содержится краткий разбор нововведений и отличий новопечатных книг от старопечатных; отдельная записка посвящена разбору примеров «безчинного употребления креста Христова» (содержание этой записки вызвано не богослужебной реформой, а характерным для движения боголюбцев стремлением к оцерковлению быта). По мнению исследователей, Лазарь собирал этот материал раньше, но, находясь в сибирской ссылке, не имел возможности изложить волновавшие его проблемы столь же подробно и основательно, как это сделал суздальский священник Никита Константинович Добрынин в челобитной о новоисправленных книгах. Лазарь конспективно перечислил основные расхождения между старой богослужебной традицией и нововведениями (из основных здесь названы: служба на пяти, а не на семи просфорах, троеперстие, форма архиерейского благословения, допущение двусоставного креста и трегубой аллилуии); из сочинений Лазаря исследователи сделали вывод, что его занимали вопросы нарушения «церковного благолепия»: он пишет об изменении в церквах престолов и амвонов, о введении печатного антиминса и «еллинского пения», об изменении службы на освящение церкви, осуждает новую форму архиерейского посоха (со змеями), клобука («клобук рогатый») и митры («шапка рогатая без опушки»), а также «звонцы многия», что «сделаны у сака и у мантей». «Росписи» не имеют традиционного оформления челобитной; анализ их позволяет исследователям предположить, что это были вполне законченные самостоятельные (не пересекающиеся по содержанию) части, которые могли быть оформлены, если бы автор имел возможность над ними работать дальше, и как челобитная, и как публицистическое сочинение. Исследователи отмечают, что «Свиток» с сочинениями Лазаря состоит из трёх частей: «Росписи вкратце нововводным церковным раздором, ихже собора Никон патриарх со Арсением чернцем от разных вер» (сочинение №1 по публикации профессора Московской духовной академии Николая Ивановича Субботина – «Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые Братством святого Петра митрополита»,  1878 г., том 4), сочинения без названия (заглавие Н.И. Субботина: «Записка о безчинном употреблении креста Христова, писанная для царя Алексея Михайловича» – Там же) и «Росписи вкратце, в чем новыя книги со старыми несогласны и не сходятся» с внутренним подзаголовком «О несогласии самих с собою новых книг, и о неправых в них догматех, и хулных словах» (текст написан на одном столбце, Н.И. Субботин неоправданно, по мнению исследователей, разбил его на два сочинения – Там же). Первая и третья части «Свитка» писаны одним почерком – крупным, плотным, несколько вытянутым полууставом.

 



 
PR-CY.ru