ЛАЗАРЬ - Страница 5

Письменное наследие Лазаря делится на две части. Составленные в начале 1666 г. «Росписи» сохранились в единственном экземпляре в делах Собора (изложение их содержания вошло также в соборные документы), они стали известны только после публикации Н.И. Субботина. Две «Челобитные» («сказки»), написанные в Пустозёрске в 1668 г., получили более широкое распространение: они были скопированы ещё в Пустозёрске и ходили в старообрядческой среде в списках. Ранние сочинения, как полагают исследователи, не были завершены. Исследователи отмечают, что «Челобитные» 1668 г. являются законченными произведениями, они содержат более развёрнутую аргументацию в защиту основных позиций старообрядчества и вместе с тем более совершенны в литературном отношении. «Челобитная», адресованная царю Алексею Михайловичу, включает 30 глав, «Челобитная» патриарху Иоасафу – 15. В доказательство своей правоты Лазарь приводил не только свидетельства Священного Писания, но и примеры из церковной истории, в том числе отечественной. Каждая «Челобитная» имеет самостоятельный замысел. Исследователи отмечают, что сочинения Лазаря отличают сочетание последовательности, ясности изложения с эмоциональностью и публицистичностью. Основная мысль «Челобитной» Алексею Михайловичу – показать необходимость сохранения последнего православного царства и защиты царём православной веры. В этой «Челобитной» автор в происшедшем расколе винил, прежде всего, церковные власти – патриарха Никона, изменившего «святой чин» в отсутствие царя, бывшего «на брани», и «учеников Никоновых», «лжею своею» подвигших царя на гнев против старообрядцев («Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые Братством святого Петра митрополита»,  1878 г., том 4). Седьмая глава «Челобитной» («Роспись вкратце, что изменили, опричь книг, преданная святыми отцы во святую Церковь») содержит 12 позиций, характеризующих «изменение отеческаго предания благолепоты» (это ещё раз подчёркивает, что первые учители старообрядчества, в том числе Лазарь, не сводили реформу патриарха Никона только к книжной справе, а рассматривали весь строй богослужения). В доказательство правоты старообрядцев Лазарь просил царя дать им очную ставку с противниками и выразил готовность взойти на огонь «во извещение истинны». Автор «Челобитной» призывал царя хранить древнее благочестие, благодаря которому «может Великая Русия новый Рим именоватися». Лазарь указывал, что только на истинном православии зиждется царская власть, в противном случае Русь уподобится двум предыдущим Римам.

 



 
PR-CY.ru