ЛАНГТОН Стефан - Страница 5

Решения этого Собора были призваны дополнить и адаптировать к английским условиям постановления четвёртого Латеранского собора. Они легли в основу ряда отдельных епископских постановлений и оказали заметное влияние на развитие канонического права в средневековой Англии. В 1223–1224 гг. Стефан Лангтон выступал как союзник юстициария Губерта де Бурга в борьбе против влиятельной партии французских баронов, выходцев из Пуату и других континентальных владений Плантагенетов. В феврале 1225 г. по инициативе Стефана Лангтона король Генрих III повторно опубликовал и подтвердил «Великую хартию вольностей». В 1227 г. Стефан Лангтон, наконец, добился разрешения вернуться в Англию для своего брата Симона, который был назначен архидиаконом Кентербери. Вскоре после этого Стефан Лангтон отошёл от активного участия в государственных делах, что было связано, как полагают исследователи, с ухудшившимся здоровьем и нараставшими трениями между ним и королём Генрихом III. Стефан Лангтон скончался вскоре после праздника перенесения мощей католического святого Томаса Бекета (7 июля). Похоронен в соборе Кентербери, в капелле архангела Михаила, в юго-западной части нефа (перестроена в середине XV в.). Стефан Лангтон был одним из наиболее плодовитых католических экзегетов и проповедников своего времени, однако корпус его сочинений и их текстологическая традиция остаются недостаточно изученными, датировка большинства сочинений также весьма приблизительна. Исследователи полагают, что большинство произведений (кроме части проповедей) было написано в годы преподавания в Париже (около 1180 – 1206 гг.), однако во время двух продолжительных периодов изгнания из Англии (1207–1213, 1215–1218 гг.) Стефан Лангтон, как полагают исследователи, их дополнил и отредактировал. Большую часть наследия Стефана Лангтона составляют библейские комментарии. Исследователи делят их на две группы: комментарии на текст Священного Писания и комментарии «второго порядка» – толкования авторитетных библейских комментариев. К первой группе исследователи относят комментарии (во многих случаях в двух версиях – на буквальный текст и моральную сторону содержания) на все книги Ветхого Завета, за исключением «Книги Иова» и, как полагают исследователи, Псалтири; на «Деяния святых апостолов» и на Соборные послания. Во второй группе – две версии глосс на «Схоластическую историю» Петра Коместора и комментарий на толкование Посланий апостола Павла в «Magna glosatura» Петра Ломбардского. Первая версия глосс на «Схоластическую историю» (сохранилась в четырёх списках) была завершена к 1176 г. (т.е. вскоре после появления сочинения Петра Коместора, которое было написано между 1168 и 1173 гг.) и стала одной из первых работ Стефана Лангтона. Исследователи полагают, что она представляет собой запись его лекций (reportatio). Вторую, более подробную версию (сохранилась в трёх копиях) Стефан Лангтон написал в 1193 г. Встречающееся в исследовательской литературе утверждение, что первая версия представляет собой буквальный комментарий, а вторая – моральный, ошибочно: в жанровом отношении они одинаковы. Исследователи предполагают, что комментарии Стефана Лангтона служили базовым инструментом библейских штудий в западноевропейской схоластике вплоть до создания в середине XIII в. «Постилл» («Postillae») Гуго Сен-Шерского.

 



 
PR-CY.ru