ЛАНГТОН Стефан - Страница 6

Опубликована лишь незначительная часть этого обширного корпуса, главным образом, во фрагментах. Важным вкладом Стефана Лангтона в изучение Библии исследователи часто называют разработку деления Священного Писания на главы, ставшего в дальнейшем общепринятым (не только в католической, но и в православной традиции). Однако новейшие исследования свидетельствуют, что эта разбивка на главы в действительности была создана в английском монастыре Сент-Олбанс при аббате Симоне (1167–1183 гг.). Тем не менее, широкое распространение этот вариант библейского текста получил благодаря Стефану Лангтону и другим выходцам из Британии, преподававшим богословие в Париже в начале XIII в.: Роберу де Курсону и Томасу Галлу (ум. в 1246 г.). Стефану Лангтону часто приписывается авторство перечня еврейских имён и названий из Библии с указанием их значения. Исследователям известны три версии этого глоссария, наиболее распространённая (традиционно обозначается по первой фразе: «Aaz apprehendens») сохранилась примерно в 900 списках. В ранней рукописи (первая половине XIII в.) её автором назван Стефан Лангтон. При составлении глоссария была использована «Книга толкования еврейских имен» Иеронима Стридонского, дополненная на основании других источников (включая «Glossa ordinaria» и сочинения Андрея Сен-Викторского). В глоссарии имена и названия из всех библейских книг упорядочены в едином алфавитном порядке, а не по отдельным книгам, как у Иеронима Стридонского. Согласно исследованию Дж. Мурано, нет надёжных аргументов в пользу авторства Стефана Лангтона, хотя оно не исключено. Стефану Лангтону принадлежит краткий комментарий на «Сентенции» Петра Ломбардского (наиболее ранний известный исследователям комментарий на это сочинение). Он сохранился в единственной рукописи, где не указан автор, но сочинение исследователи надёжно атрибутируют Стефану Лангтону на основании данных в тексте. Комментарий отличается самостоятельностью суждений: Стефан Лангтон нередко полемизирует не только с Петром Ломбардским, но и с другими авторитетными богословами, в том числе с Августином Блаженным. Наиболее значительным богословским сочинением Стефана Лангтона исследователи считают «Богословские вопросы» («Quaestiones theologiae») – анализ спорных мест Священного Писания или богословских проблем, основанный, как полагают исследователи, на его педагогической практике. Сочинение сохранилось в десяти рукописях XIII–XIV вв., каждая из которых представляет собой фактически самостоятельную версию текста, что затрудняет его изучение. Опубликованы лишь книга 1 и многочисленные выдержки из этого сочинения. Исследователи отмечают, что «Богословские вопросы» Стефана Лангтона оказали заметное влияние на схоластическую теологию первой половины XIII в. Их использовали Робер де Курсон в своей «Сумме» (около 1208 г.) и Годфрид из Пуатье в «Богословских вопросах» (около 1213 г.), влияние этого произведения исследователи видят также в сочинениях Александра Неккама (ум. в 1217 г.), Гвидо Оршельского (ум. около 1230 г.), Вильгельма Осерского (ум. в 1231 г.), Гуго Сен-Шерского (ум. в 1263 г.), Роланда Кремонского (ум. в 1259 г.).

 



 
PR-CY.ru