ЛАМЕННЕ Фелисите Робер де - Страница 15

Считая себя защитником интересов простого народа, Фелисите Робер де Ламенне вместе с тем полемизировал со сторонниками радикального социализма и коммунизма, также выступавшими от имени народа; не принимал их атеистическое и антирелигиозное мировоззрение, критиковал призывы к отмене частной собственности и к упразднению института семьи. В период буржуазно-демократической французской революции 1848 г. и формирования правительства Второй республики Фелисите Робер де Ламенне вошёл в число депутатов Национального собрания и участвовал в работе конституционной комиссии. Он представил в комиссию собственный проект новой французской конституции, которая во многом была построена по образцу демократической конституции США; в частности, в ней устанавливались прямые всенародные выборы парламента и главы государства, последовательно проводился принцип разделения ветвей власти, предлагалось ввести прогрессивное налогообложение, пенсионную систему, бесплатное образование и медицинскую помощь. Хотя проект Фелисите Робера де Ламенне не получил поддержки у других депутатов и не был принят, исследователи считают его важным свидетельством того, что Фелисите Робер де Ламенне был не наивным утопистом, а прагматичным прогрессивным политиком, предвосхитившим дальнейшие пути развития европейской демократии и её основные достижения. Наиболее крупным и содержательно важным религиозно-философским произведением позднего периода творчества Фелисите Робера де Ламенне исследователи называют созданное в 1840 гг. четырёхтомное сочинение «Очерк философии» («Esquisse d'une philosophie», 1840–1846 г.); краткое и упрощённое изложение его основного содержания Фелисите Робер де Ламенне предложил в сочинении «О религии» («De la religion». 1841 г.). Развивая многие идеи, ранее высказанные им в «Опыте...», Фелисите Робер де Ламенне предлагал законченную философскую систему, близкую к учению неоплатонизма и немецкого идеализма, в особенности к поздним взглядам Фридриха Вильгельма Йозефа фон Шеллинга (1775–1854 гг.), с которым Фелисите Робер де Ламенне встречался и сочинения которого хорошо знал. Исследователи отмечают, что в основе системы Фелисите Робера де Ламенне лежит дуализм бесконечного бытия, отождествляемого с Богом, и конечного бытия, т.е. творения. Хотя он отвергал пантеизм, представление Фелисите Робера де Ламенне об отношении между Богом и миром близко к пантеистическому: он утверждал, что творение есть проявление вовне бесконечного бытия Бога, божественной субстанции и божественных идей; тварный мир у Фелисите Робера де Ламенне единосущен Богу, хотя и зависит от Него в своём бытии.

 



 
PR-CY.ru