ЛАМЕННЕ Фелисите Робер де - Страница 13

Произведение Фелисите Робера де Ламенне, написанное языком библейских книг, христианских молитв, притч и церковных проповедей, полное метафор и апокалиптических образов, было обращено к самой широкой публике и посвящено последовательному раскрытию идеи борьбы властителей и народов, угнетателей и угнетённых. Утверждая, что все люди созданы Богом равными, Фелисите Робер де Ламенне осуждал «диавольское» стремление порабощать и властвовать, проявляющееся в различных формах: в алчном использовании чужого труда, в неправедных судах, в преследовании инакомыслящих и иноверцев, в беззаконном употреблении войск против народа и т.п. Европейские монархи представлены у Фелисите Робера де Ламенне как враги Христа и христианства, совместно отнимающие у народов «религию, науку и мысль», заставляющие людей вести бессмысленные войны и доводящие их до озверения; чтобы народ повиновался им, они «богатством, почестями и властью» привлекают на свою сторону «священников Христа», которые по их указанию обманывают народ, выдавая лжеучение угнетателей за учение Христово. Утверждая, что правители должны быть не тиранами, а слугами народа, Фелисите Робер де Ламенне призывал людей к взаимной любви, а народы – к объединению, поскольку бедные, угнетённые, беспомощные становятся сильными благодаря любви и согласию. Отвергая путь насильственной революционной борьбы за свободу, Фелисите Робер де Ламенне призывал добывать свободу трудом и упорством, сохраняя во время любых притеснений и испытаний твёрдую веру в Бога. В сочинении почти нет прямой критики в адрес католической церкви, однако сам ход рассуждений Фелисите Робера де Ламенне указывал на то, что католицизм находится на стороне угнетателей, тогда как истинное христианство – достояние угнетённых. Книга Фелисите Робера де Ламенне имела необыкновенный успех: её общий тираж в Европе достиг 400 тыс. экз., она была переведена на многие языки и широко обсуждалась всеми слоями общества. Идеи Фелисите Робера де Ламенне были с энтузиазмом восприняты многими христианскими либералами и демократами, однако восстановили против него большую часть консервативных католиков, в том числе его брата и прежних учеников, которые не были готовы отказаться от католицизма ради неопределённого «народного» христианства. Реакция Рима на сочинение Фелисите Робера де Ламенне была быстрой и решительной: 25 июня 1834 г. папа Римский Григорий XVI издал энциклику «Singulari nos», осуждавшую и запрещавшую книгу. Не упоминая имени Фелисите Робера де Ламенне, папа Григорий XVI обвинял его в измене ранее данным обещаниям быть покорным Папскому престолу и в сознательном намерении поколебать католическую веру. Он утверждал, что в сочинении Фелисите Робера де Ламенне разрушаются все узы верности и покорности властям, содержится прямое подстрекательство к революциям, мятежам и анархии, выражается презрение к законам и порядку, высказывается клевета и хула в адрес церковной иерархии. Несмотря на полное осуждение либеральных взглядов Фелисите Робера де Ламенне, энциклика не содержит заявления о его персональном осуждении или отлучении от католической церкви; напротив, папа выражал надежду на то, что Фелисите Робер де Ламенне принесёт покаяние. С точки зрения церковного права Фелисите Робер де Ламенне до конца жизни оставался членом католической церкви. Фелисите Робер де Ламенне не стал публично высказывать своего отношения к энциклике, однако после 1834 г. прекратил всякие официальные отношения с католической церковью, в том числе совершение католических богослужений и участие в них. Формальным актом окончательного размежевания Фелисите Робера де Ламенне с католицизмом исследователи считают издание в 1836 г. сочинения «Римское дело» («Affaires de Rome»), в котором он, подробно описывая путешествие в Рим в 1832 г. и последующие события, недвусмысленно осуждал всю церковную политику католицизма.

 



 
PR-CY.ru