ЛАМЕННЕ Фелисите Робер де - Страница 12

Требование «свободы мнений» («libertas opiniorum») и «свободы совести» («libertas conscientiae»), т.е. равных прав для всех религий, в энциклике было отождествлено с религиозным безразличием, с предательством католицизма, а мнение, что такие свободы могут быть полезны для веры, было названо «наивысшим бесстыдством». Папа Римский отвергал как нечестивые призывы к свободе слова и печати, подтверждая необходимость светской и церковной цензуры для борьбы с «чудовищными заблуждениями». В энциклике также были осуждены либеральные политические учения, «колеблющие верность и повиновение монархам и разжигающие пламя мятежа»; «согласие» («concordia») между духовной и светской властями объявлялось «полезным и для общества, и для спасения». Фелисите Робер де Ламенне получил текст энциклики от куриального кардинала Бартоломео Пакки (1756–1844 гг.), которому было поручено вести дальнейшие переговоры с ним; в сопроводительном письме кардинал подчёркивал, что Фелисите Роберу де Ламенне следует признать осуждённые в энциклике идеи газеты «L'Avenir» ошибочными и публично заявить о покорности папскому вердикту. Первоначально в переговорах с кардиналами и французскими епископами Фелисите Робер де Ламенне пытался отстоять своё право на независимое суждение по политическим вопросам, соглашаясь подчиниться суждению папы Римского исключительно в вероучительной и религиозной области; при этом в личной переписке он с неудовольствием отмечал, что энциклика в её основном содержании является политической декларацией, а не учением предстоятеля христианской церкви. Однако ради «мира любой ценой» он пошёл на уступки, признал непогрешимость суждения папы Римского во всех вопросах и в 1833 г. подписал несколько документов, в которых свидетельствовал о полной покорности Папскому престолу и обещал «не писать и не проповедовать ничего противоречащего учению папской энциклики». Сделанное под жёстким внешним давлением заявление о покорности не соответствовало внутренним убеждениям Фелисите Робера де Ламенне, который полагал, что папа Римский и члены его курии предали христианство ради собственных политических амбиций. Считая, что светские и церковные власти единодушны в своём жестоком деспотизме и в равнодушии к участи исповедующего католицизм простого народа, Фелисите Робер де Ламенне в переписке открыто заявлял, что «политика пап принесла человеческому роду неисчислимый вред»; противопоставлял христианский «дух народа», стремящегося к свободе, и антихристианский реакционный «дух иерархии»; утверждал, что церковь может и должна очиститься и возродиться как духовное общество истинных, а не номинальных христиан. Менее чем через год после заявления о покорности папе Римскому Фелисите Робер де Ламенне, игнорируя предупреждения французских церковных властей, опубликовал сочинение «Слова верующего» («Paroles d'un croyant»), которое ярко засвидетельствовало его идейный разрыв с официальной католической церковью и её учением.

 



 
PR-CY.ru